Подавляющее большинство автомобилей в мире сегодня освещают дорогу фарами с галогенными лампами. А ведь то же ксенон известен с 1940-х годов. В 1951 году компания OSRAM представила первую в мире серийную ксеноновую лампу, которую успешно начали применять в кинопроекторах.
В автомобильную промышленность ксенон пришел в 90-х годах прошлого века. Впервые такие лампы штатно установили на серийный BMW 750iL в 1991 году. Высокий срок службы и яркий белый свет понравился всем. По прогнозам ксенон должен был полностью захватить рынок, вытеснив все остальные источники света. Сегодня в автомобильную промышленность активно внедряются светодиоды. А что же галогенные лампы? Они по-прежнему востребованы. Почему?
Почувствуйте разницу
Ни ксенон, ни светодиод не могут конкурировать с галогенной лампой по цене, простоте конструкции и легкости монтажа. Главным минусом такой лампы (по сравнению с ксеноном и светодиодом) остается относительно короткий срок службы. Однако некоторые автомобилисты умудряются менять лампочки раз в год, а другие порой вынуждены делать это раз в месяц. При этом, последние жалуются на форумах, что в автомагазинах им отказываются менять такие лампы по гарантии.
Факторы риска
Все дело в том, что срок службы галогенной лампы предсказать совершенно невозможно. Во многом он зависит от условий эксплуатации в автомобиле. И в первую очередь от напряжения. На графике мы видим прямую зависимость яркости и срока службы от бортового напряжения.
Эталонным напряжением, на которое рассчитаны лампы, является 13,2 вольта. Если мы начинаем немного повышать напряжение, то незначительно повышаем яркость, но резко снижаем срок службы. Достаточно поднять вольтаж всего на 5%, чтобы лампа перегорела в два раза быстрее!
Если вы установили новую лампу, а она через неделю вышла из строя, рекомендуем внимательно осмотреть колбу на просвет. О перенапряжении в сети вам подскажут небольшие расплавленные шарики на вольфрамовой нити. Отрегулировать бортовую сеть можно в автосервисе. А еще можно купить специальные стабилизаторы напряжения, которые особенно актуальны для владельцев отечественных автомобилей с пробегом.
А еще автомобильные лампы чувствительны к вибрации. Продавцу в автомагазине неизвестно, в каком состоянии подвеска вашего авто, какой у вас стиль вождения и по каким дорогам вы передвигаетесь. Иногда достаточно влететь в хорошую яму, чтобы получить замыкание витков спирали вольфрамовой нити. Такого не выдержит ни одна лампа.
Сколько в среднем служит стандартная лампа?
Будем считать, что бортовая сеть вашего автомобиля в полном порядке, а передвигаетесь вы исключительно по идеально ровным дорогам. Сколько при этом должна проработать стандартная лампа? Но и здесь нет точной цифры. Рассмотрим график среднего срока службы автомобильной галогенная лампы.
Первая точка В3 показывает начало процесса перегорания. Через 250 часов 3% стандартных галогенных ламп начнут выходить из строя. Еще через 500 часов работы выйдет из строя больше половины ламп. Но вам может повезти, и ваша лампа окажется в числе 37%, которая прослужит гораздо дольше.
Процесс перегорания ламп специалисты сравнивают с приготовлением попкорна. После запуска микроволновой печи, зерна кукурузы в пакете начинают взрываться постепенно. У каждого зерна свое время приготовления и это время невозможно предсказать точно. Покупка стандартной дешевой галогенной лампы – это своего рода лотерея.
Но есть способ забыть о неожиданно погасшей фаре сразу на 4 года – купить лампу с повышенным сроком службы, OSRAM ULTRA LIFE. Любой автомагазин обменяет вам ее на новую (при наличии чека). Четвертый год гарантии предоставляется только при условии онлайн-регистрации продукта на странице www.osram.com/am-guarantee.
Как это работает?
Для начала определимся с тем, как работает галогенная лампа. Ток подается на вольфрамовую нить, которая расположена в центре прозрачной колбы. Когда нить нагревается до 2700 градусов Цельсия, вольфрам начинает испускать свет. При этом атомы вольфрама начинают испаряться и оседать на колбе, где температура гораздо ниже. Колба при этом постепенно темнеет.
Чтобы остановить этот процесс деградации нити, в колбу при производстве закачивают газообразные соединения йода или брома (галогениды). Галогениды связывают атомы вольфрама и возвращают их обратно на нить. Этот цикличный процесс и позволяет лампе с вольфрамовой нитью гореть ярче и дольше.
Самый простой способ повысить срок службы такой лампы – повысить концентрацию галогена, тогда нить будет дольше деградировать и срок службы увеличится. По такому принципу и пошли конструкторы OSRAM ULTRA LIFE, где газ в колбу закачан под очень большим давлением. Такая лампа стоит дороже стандартной, но гарантировано прослужит 4 года.
Полезные советы:
— Следите за бортовой сетью автомобиля. Повышение напряжения на 5% сократит срок службы лампы в два раза. А резкие скачки напряжения убьют даже самую качественную лампу с увеличенным сроком службы.
— Если у вас перегорела одна лампа в фаре, меняйте и вторую. Вероятно, ее срок также подходит к концу. Кроме того, освещение от фар автомобиля будет не равномерным, что даже опасно.
— Не прикасайтесь голыми руками к стеклянной колбе новой лампы. Ваши отпечатки очень быстро выведут лампу из строя. Если все-таки прикоснулись – протрите колбу безворсовой тканью, смоченной в спирте.
— Не забывайте проверять контактный разъем автомобиля. В случае неплотного контакта лампа перегорит гораздо раньше.
Каталог: osram.ru
Интернет-магазин: osramonline.ru