На фотографии 1899 года запечатлена Камилла Клодель, которой на тот момент было 45 лет. Закутанная в длинное темное пальто, она стоит в своей студии рядом со скульптурой «Персей и Горгона», которую создала в том же году. Эта фотография так не похожа на снимки, которые обычно ассоциируются с жизнью и творчеством Камиллы Клодель. Для многих она осталась в памяти только из-за её бурного романа со знаменитым скульптором Огюстом Роденом.
На фотографии запечатлена не просто скульптор, способная продумать и изготовить работы впечатляющих размеров, но женщина, прожившая сложную, драматичную жизнь. Всередине XIX века для женщины стать художницей было непростой задачей; Камилле пришлось столкнуться с предрассудками общества и гендерными ограничениями при получении образования.
Камилла родилась в обеспеченной семье чиновника Луи-Проспера Клоделя, который не жалел средств на образование своих детей. Талант девочки рано проявился: Камилла сама копала глину, перечитывала книги семейной библиотеки в поисках сюжетов, вдохновляющих сцен и подходящих образов.
В 1881 году Луи-Проспер Клодель по совету друга известного скульптора Альфреда Буше отправил свою семью в Париж, чтобы Камилла могла изучать искусство. Она посещала занятия в частной художественной школе «Академия Коларосси», так как Школа изящных искусств в то время не принимала женщин. Примерно в это же время произошла легендарная встреча Родена и Клодель, перевернувшая жизни обоих.
В начале 1880-х годов Роден получает свои первые крупные государственные заказы. Он собирает команду помощников. Камилла появляется в рабочей студии художника примерно в 1884 году. Тогда ей было всего девятнадцать. Большую часть своего времени она тратила на сложную работу, такую как создание рук и ног фигур для монументальных скульптур, в том числе для знаменитой работы «Врата ада».
Отношения Камиллы Клодель и Огюста Родена были сложными и неоднозначными. Роден разрывался между молодой образованной утонченной талантливой Камиллой и стареющей Розой Бере, которая не разбиралась в скульптуре, не могла поддержать беседу о судьбе искусства, не была знакома с его друзьями и коллегами. Но именно Роза кормила семью в годы безденежья, бралась за самую простую и утомительную работу, растила их сына. Роден не мог оставить Розу, поддержавшую его в сложный жизненный момент.
Страстная любовь Камиллы и Огюста вдохновляла обоих скульпторов. Камилла стала прообразом многих работ Родена. Скульптуры «Я прекрасна» (также известная как «Похищение») и «Вечная весна», изначально предназначенные для «Врат ада», являются доказательством того, насколько страстно Роден относился к Камилле. Но, тем не менее, он продолжал жить на два дома.
Безусловно Камиллу не устраивало такое положение. Ей было тридцать лет, а она продолжала оставаться лишь любовницей и ученицей. Она ждала, когда отношения Огюста и Розы Бере закончатся, надеялась услышать предложение о браке, но этому не суждено было сбыться. Расставание было неизбежным. В 1892 году Камилла Клодель забеременела от Родена, но потеряла ребенка. Больше она никогда не могла иметь детей. Это стало огромным для нее потрясением. В том же году она разорвала отношения с Роденом. В первое время они поддерживали связь: переписывались, поздравляли друг друга с достижениями, но затем отношения стали хуже. Камилла язвительно отзывалась о Родене, мастерская которого в концу 1890-х стала невероятно успешной. Роден, испытывая вину, старался помочь бывшей ученице и возлюбленной: отправлял ей деньги, писал рекомендации потенциальным заказчикам.
Полная идей и энергии, Камилла самозабвенно работала в собственной мастерской и создавала потрясающие вещи – «Вальс» и «Клото». Её с радостью принимали на выставках, её работы получали высочайшие оценки, но каждый раз, когда перед ней открывалась возможность государственного заказа, сделка срывалась. Заказов становилось все меньше, Камилла вынуждена отказываться от приглашений в свет, потому что у нее не хватало денег на туфли и зонтики. Она продолжала брать небольшие заказы и… винила во всех своих неудачах Родена. Иногда она приезжала к его дому и подолгу стояла напротив его виллы.
У Камиллы началась депрессия. Ей казалось, что Роден её преследует, похищает её идеи, нанимает прислугу и прохожих, чтобы те за ней шпионили. Она вела замкнутый образ жизни, ни с кем не общалась. Вскоре на пороге дома Камиллы появились санитары из психиатрической клиники. Им пришлось применить силу, чтобы проникнуть в дом. Камиллу Клодель увезли в клинику на долгих тридцать лет.
В то время у Родена было всё: признание, слава, финансовое благополучие, многочисленные ученики и помощники, влюбленные поклонницы, сменяющие одна другую в его мастерской и постели. Но после разрыва с Камиллой его работы утратили головокружительную легкость и изящество, он больше никогда не испытает тот невероятный опыт, который пережил с Камиллой: делить на двоих идеи, работы, мастерскую.
Последние тридцать лет жизни Камилла проведет в клинике для душевнобольных. Врачи будут писать брату и родным Камиллы о том, что нет никакой необходимости держать её в клинике, но её не заберут домой. В клинике ей создадут условия для творчества: выделят место и материалы, но она так больше ничего не создаст.