Найти в Дзене

ЛИЦА ДИЗАЙНА.ИРКУТСК #ПРЕОДОЛЕВАЯДИЗАЙНБАРЬЕ

ХОРОВОРДИН ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Сфера деятельности: графический дизайн, промышленный дизайн.

Должность: креативный директор Дизайнерско-исследовательского бюро GDT, Эксперт Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, Член Союза дизайнеров России.

Проекты: Putin Team, Baikal Natural

Награды: Лауреат Lexus design award 2021, участник биеннале плаката в Музее современного искусства в г. Тояма Япония, победитель в трех номинациях в конкурсе «Континент рекламы»

- Валерий, расскажите когда случилось ваше первое знакомство с дизайном? Как вы оказались в профессии?

Рисовать я любил с самого детства. В подростковом возрасте я уже точно знал, что моя профессия будет связана с творчеством. На тот момент мне так казалось. В 1994-1995 гг. в Россия начали появляться зарубежные товары, которые значительно отличались от отечественных. Вот тогда я задумался о профессии дизайнера в нынешнем понимании этого слова. Я пытался поступить в художественное училище г. Иркутск, но мне не хватало навыков и знаний в академическом рисунке. Один из педагогов, заметив мой потенциал, предложил мне заниматься внеклассно. Так я получил базу: живопись, композицию, академический рисунок. После чего по совету того же педагога, который сказал: «То, что ты делаешь больше дизайн нежели творчество», я стал студентом Иркутского политехнического института, кафедра «Дизайн». С этого момента началось мое погружение в эту сферу.

В процессе обучения я еще раз убедился, что дизайн — это не творчество, а больше аналитическая работа с концентрацией художественных навыков. Свой первый заказ я получил от Нью-Йоркской компании Majestic Internment по отрисовке скетчей для компьютерной игры. Для меня стало настоящим открытием то что, находясь в России я могу работать на американскую компанию. Благодаря этому опыту я увидел, как устроен американский рынок. У них специалисты узкоспециализированы: есть иллюстраторы, те кто рисуют скетчи и отдельно специалисты, которые занимаются трехмерным моделированием, текстурированием и настройкой света. Российские специалисты – универсальны, это влияет на стоимость и сроки выполнения задачи, что, несомненно, становится привлекательным для любого заказчика.

-С какими заказчиками Вам нравится работать больше?

С российскими. Дизайн – это аналитика и создание продукта для людей. Не живя за границей очень тяжело понять специфику и запросы местных. Даже отдельные регионы России – Москва, Новосибирск и Владивосток кардинально отличаются между собой. Возьмем, например, восприятие Нового Года. Казалось бы, привычная для всех картина праздника, сложившаяся благодаря рекламным материалам Coca-Cola, совершенно идет в разрез с визуальным восприятием этого праздника во Владивостоке. Для Владивостока Новый Год — это Северное Сияние и море, а не снег и фонарики как в Сибири. Совсем другая культура - другое восприятие. Соответственно и культурный код, который будет закладываться в проект, будет кардинально отличаться.

- Что для Вас является источником профессионального вдохновения?

По моему опыту: книг подобных Библии в дизайне нет. Нужно читать все. Хороший дизайнер должен быть эрудирован во многих вопросах. Потому что, если погружаться только в дизайн выход будет нулевым. Чем больше мы знаем извне, тем глубже мысль мы можем донести. Нельзя проектировать стул и изучить только историю стула.

Мне интересна история – я часто смотрю исторические фильмы. В одно время я углубился в историю Средневековья. В Британской библиотеке дизайна я нашел материал по истории этого времени в картинках. История этого периода оказалась совсем другая нежели нам давали школьные учебники. Еще я часто захожу на Pinterest, смотрю все: от снегоходной техники до Fashion Art. В нужный момент такая насмотренность обязательно выстрелит.

- Главные качества дизайнера, то, без чего сложно развиваться в профессии?

Насмотренность и аналитический склад ума. Дизайнер должен уметь из всего богатства информации выбрать суть и донести сконцентрировано то, что от него просят. Для меня работа дизайнера оценивается следующим образом, чем больше он может выдать качественных идей и мыслей в месяц, тем круче этот дизайнер.

- С какими главными ограничениями сегодня приходится сталкиваться начинающим дизайнерам в своей деятельности?

Профессия дизайнера дискредитирована последнее время. Дизайнерами у нас называют каждого, кто умеет обращаться с фотошопом, но никакого смысла не вкладывает в свою работу. Поэтому профессионалы чувствуют себя не признанными. В Иркутске выпускники направления выходят из института как правило «сырые», для того чтобы ситуация начала меняться у студентов как минимум должна появится производственная практика на последних трех курсах. Ситуацию усугубляет еще и отсутствие профессионалов среди маркетологов, которые имеют в своем подчинении дизайнеров, ставят им задачи, не погружаясь в аналитику. На текущий момента большинство маркетологов, являются «баннерологами», к большому сожалению не осознавая этого. Поясню «баннеролог» – это специалист, который хорошо знает где что распечатать или изготовить и где что разместить, не углубляясь в маркетинг.

- У дизайнера есть две ключевые роли – творческая и менеджерско-продюсерская. Как часто по вашему мнению вторая составляющая встречается у дизайнеров? На сколько ее важно развивать молодым ребятам?

Дизайнерам нужен продюсер. На всем протяжении моей рабочей карьеры появлялись люди, которым очень нравилась моя работа. Им нравились не сугубо технические задания, которые я рисовал в определенных проектах, а то, что я делала для себя.

Пример из жизни. После института я работал в крупной компании, которая занималась производством и продажей светового и звукового оборудования. Параллельно я продолжал заниматься творчеством - рисовал для зарубежных компаний. Поскольку у меня не было на тот момент хорошего компьютера дома, дополнительную работу я выполнял в свободное от работы время на рабочем месте. Директор знал чем я занимаюсь и не возбранял. Как-то я рассказал директору, что в Японии в городе Таями проходит выставка современного искусства и меня пригласили в ней участвовать, но у меня нет денег чтобы напечатать, задекларировать и отправить туда свои работы. Директор был «мировой мужик», он помог. Так мои работы оказались в Японии. Я думаю, что в какой-то мере он был продюсером, меценатом, который дал мне то, что сам бы я никогда не сделал. Я был озадачен другим – у меня была семья, мне нужно было зарабатывать деньги, воспитывать только что рожденных детей. И если бы в этот момент не было этого человека, то я бы, наверное, ушел в другую историю, занимался бы механическим составлением картинок, версткой текстов и не придавал значение тому, что можно развиваться как-то по-другому.

- Как вы видите миссию Иркутского отделения Союза дизайнеров по поддержке молодых дизайнеров?

СДР должен выступать продюсером молодых дизайнеров, тех кто очень талантлив, но не имеет возможностей для реализации своего потенциала. Федеральные структуры, бизнес и СДР могут объединить свои усилия для решения ряда важных задач на региональном и федеральном уровне.

- Пути популяризации дизайна, как Вы их видите?

Дизайн должен вливаться в реальную жизнь. Нам нужно развивать дизайн рекламных кампаний, создание иллюстраций, концептов. Мы должны наполнять рекламу смыслами и образами и эта среда будет хорошо влиять на окружении. Такой подход воспитает вкус и сформирует другое отношение к дизайну.

Интервью: Дарья Шамрай