Найти тему

Быт жителей Куликова поля

Познание исторической действительности жизни региона Куликова поля невозможно без изучения традиционного быта

Начинаем серию рассказов о быте жителей Куликова поля в конце XIX – первой половине ХХ в.

До 1917 г. на территории Дона — Непрядвы выделялись три группы поселений: монастырские, помещичьи (заселенные крепостными крестьянами, вывезенными из других губерний) и вольные поселения. Здесь обосновались выходцы из северных губерний — Ярославской, Новгородской, Тверской, и из южных — из соседней Рязани и южных степей, в чьей культуре достаточно долго сохранялись архаичные черты. Жители Куликова поля говорят: «На нашем поле три петуха поют — липецкий, рязанский и тульский». С течением времени здесь складывается своя региональная культура, представляющая тип южно-великорусской культуры, что определилось преимущественным числом поселенцев с юга России.

Главную роль в экономике региона Куликова поля по числу занятых рабочих рук всегда играло сельское хозяйство. Район Куликова поля относится к лесостепной зоне с преобладанием черноземных почв. Уже в ХIХ в. этот регион отличался очень высоким процентом распаханных земель — 80–88 % и крайним недостатком сенокосов — 10 %. Поэтому ведущая роль в сельском хозяйстве принадлежала хлебопашеству.

Вся пригодная для обработки земля была разделена между хозяевами. Пустой, незанятой земли не было. Использовалась трехпольная система земледелия: яровое поле, на котором сеяли весной и убирали урожай в конце лета, озимое поле — его засевали осенью, и посевы зимовали под снегом, и паровое поле, остававшееся незасеянным для естественного восстановления плодородия. Известно, что до революции 1917 г. повсеместно практиковался душевой раздел земли. Местные жители рассказывают: «В поле земля была полосками, у каждого — своя полоска. На этом поле — озимые, у каждого — своя полоска, на другом — яровое — тоже полоска. Делили по качеству земли. Собираются мужики, сойдутся, пойдут на поле и там делят. А может, и жребий тянут…». До 1917 г. землю давали по душам мужского пола. Если в семье рождались девочки, то крестьянин оставался безземельным. В связи с этим многие матери давали в церкви различные обеты, отстаивали многочасовые молебны, совершали паломничество в святые места, чтобы Бог даровал им сына. Лишь с 1918 г. земля начала делиться по количеству «едоков», с учетом всех членов семьи, включая женщин и девочек.

Хлебопашество

Хлебопашество — основа жизни крестьянина. Тимофей Бондарев, крестьянин, философ и писатель-самоучка в своем рукописном сочинении в 1880-х гг. писал:

«Как без Бога, так и без хлеба, также без хлебодельца вселенная существовать не может». Заботой о хлебе насущном была заполнена вся жизнь крестьянина от рассвета до заката, от весны до осени. На Куликовом поле говорили: «Одна заря из дома выгоняет, другая в дом загоняет».

Пахота, сев, жатва — все важнейшие события крестьянской страды не совершались без Божьего благословения. Семена ходили святить в церковь. Освященные семена смешивали с остальными, предназначенными для посева. Во время вспашки обязательно служили молебен. Так продолжалось вплоть до 1930-х гг., пока сохранялась возможность обращаться к церковным службам.

Корзина для сева, 1920-1930-е гг. Местное название "мера" - плетеное из соломы лукошко в форме усеченного конуса, предназначенное для засыпания семенного зерна во время ручного сева. С конопляной веревкой кустарного производства, которая вешалась на плечо севальщика. Из коллекции музея-заповедника "Куликово поле"
Корзина для сева, 1920-1930-е гг. Местное название "мера" - плетеное из соломы лукошко в форме усеченного конуса, предназначенное для засыпания семенного зерна во время ручного сева. С конопляной веревкой кустарного производства, которая вешалась на плечо севальщика. Из коллекции музея-заповедника "Куликово поле"

И после войны были распространены крестные ходы на поля с водосвятием, молебны о дожде — тогда ходили уже без священника, со своими домашними иконами. Вот рассказ Василия Ивановича Срываева (1927 г.р., с. Красные Буйцы): «Обычно, когда сильная жара, выходят старушки с иконами — церкви уже не работа ли — со своими иконами, замаливали дождя. Старушки ходили, и на 2–3-й день — дождичок». Правда в иных местах (в с. Монастырщино, например) эти шествия разгоняли и запрещали. Полевые работы на Куликовом поле начинались в конце апреля — начале мая.

Сеяли зерно, как правило, вручную, разбрасывая семена из большой плетенной из соломы корзины — «меры».

Посевные работы обычно заканчивались к Троице, когда и устраивался большой праздник. Уход за посевами — главная забота земледельца в течение всего лета. В поле выходили еще до завтрака. Обычно на Куликовом поле крестьянин выезжал в поле 4 раза за день: 2 — до обеда, 2 — после. Уборка хлеба в регионе Куликова поля начиналась около Ильина дня — 20 июля (2 августа).

Первый день жатвы — «вязания ржи» — праздник, когда на поле выходили в нарядной, традиционной одежде, вплоть до 1950-х гг. Снопы было принято складывать в «крестец» — 6-конечный крест из 13–14-ти снопов или в «ометы» — высокие скирды.

Цеп, середина  XX в. Представляет собой округлую в сечении палку с утолщением на одном конце и пазом для крепления ремешка на другом. Ремешок кожаный. Сохранился фрагмент конопляной веревки.
Цеп, середина XX в. Представляет собой округлую в сечении палку с утолщением на одном конце и пазом для крепления ремешка на другом. Ремешок кожаный. Сохранился фрагмент конопляной веревки.

После просушки снопы обмолачивали цепами в ригах (рыги, по-местному); те, у кого риг не было, просились на обмолот к соседям. Цеп состоял из рукояти («ручки»), к которой ремнями прикреплялось било — его на Куликовом поле называли погонялкой.

У зажиточных крестьян и на барских дворах были молотилки на конном ходу. Вплоть до середины ХХ в. по завершении уборки урожая на поле оставляли несколько колосьев «Козьме-Демьяну на бородку».

Материал подготовлен по книге "Кухня Куликова поля или Хлеб на стол"

Продолжение следует... Подписывайтесь на наш канал.

Интересное по теме:

Символы и обереги в традиционной русской одежде

Кухня Куликова поля