Пришло время поговорить о любимом развлечении на балах – танце-игре котильон. Что он из себя представляет, как появился и почему был так любим молодежью читайте ниже.
Котильон – это танец, в котором ведущая пара или несколько ведущих пар организовывают публику таким образом, чтобы в процессе некоего действа, игры образовались случайные пары, которые заканчивают котильон импровизацией, променадом или туром.
Как пишет Е. Лаврентьева в книге "Светский этикет Пушкинской поры" "Одним из завершающих бал танцев был котильон, "самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка".
Это веселый танец-игра, который сопровождался беготней " по всем комнатам, даже в девичью и спальни".
Нам больше привычны котильоны на вальсе. Но на самом деле вариации были на любом популярном в то время парном танце: полька, мазурка, галоп.
За что же так любили?
Этикет 19 века не позволял девушке остаться наедине с молодым человеком. Рядом обязательно присутствовала маменька, тетушка или гувернантка. Котильон становился буквально единственной возможностью поговорить о чем-то личном, узнать друг друга лучше, пофлиртовать, сделать признание, наконец!
Поэтому на котильон бальную книжку расписывали заранее. Было бы несколько не удобно провести пару часов с человеком, который тебе не нравится или безразличен. А поддерживать беседу девушке полагалось всенепременно!
Вот что пишет об этом П.А. Вяземский в «Старой записной книжке»:
«Другой отец, также Москвич, жаловался на необходимость ехать на год за границу. «Да зачем же вы едете?» - спрашивали его. – «Нельзя, для дочери!» - «Разве она нездорова?» - «Нет, благодаря Бога, здорова; но видите ли, теперь ввелись на балах долгие танцы, например, котильон, который продолжается час или два. Надобно, чтобы молодая девица запаслась предметами для разговора с кавалером своим. Вот и хочу показать дочери Европу. Не все же болтать о Тверском бульваре и Кузнецком мосте».
Я родился!
Историки относят рождение котильона к началу 18 века. Рауль-Оже Фейе записывает схему бранля на две пары, который и называет «Котильон». К нашему котильону этот танец не имеет никакого отношения! Если вам интересно, то рекомендую к прочтению статью, в которой котильон рассматривается именно как контрданс 18 века.
Историки же сходятся на том, что «котильон своим рождением обязан Венскому конгрессу»[1].
После победы над Наполеоном и до Ватерлоо в Европе собрался конгресс стран-победительниц, по месту проведения названный Венским. В нем участвовали Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия, Португалия, Швеция, Испания, а также Франция[2].
В честь столь великого события давали множество балов и приемов, причем каждая делегация проводила бал на свой манер! И, как это ни забавно, но на Конгрессе в числе прочего обсуждали снятие санкций с неприличного вальса и окончание эпохи менуэта. Такая вот политика…
Но при чем тут котильон?!
Именно столкновение различных культур, хаос бальной жизни в конгрессе и (о ура!) разрешение танцевать вальс повлияло на появление в начале XIX века танца-игры котильона. Для него не нужно знать фигур, техники или какой-то определенной схемы. Все волшебство творится активной первой парой. Я бы даже сказала, кавалером. Его еще называли распорядителем или кондуктором.
Поймать рыбку или подарить цветочек
Самый популярный вид котильона на сегодняшний день (по моему личному опыту) – это котильон в колонну.
Дамы и кавалеры выстраиваются в две колонны парами друг перед другом и далее происходит случайный или не очень выбор партнера.
Например, кавалер отдает одной даме цветок, а со второй танцует. В свою очередь дама также выбирает одного из двух кавалеров.
Аналогичный фокус можно провернуть с картами. Пара кавалеров тянет карты из колоды в закрытую. У кого номинал карты больше, тот выигрывает даму и танцует с ней. Оставшийся же кавалер предлагает двум дамам колоду, чтобы они таким же образом выбрали победителя.
Есть еще вариант под называнием «оглядки». Кавалер поворачивается спиной к дамам, последние кладут ему руки на плечо, она касается любой руки и танцует с прекрасной обладательницей оной.
Есть котильоны, которые уже больше похожи на настоящий танец-игру.
Например, котильон «корзинка» или «беседка», описанный в книге О.Захаровой «Русский бал»: кавалеры выстраиваются в круг, поворачиваясь спиной через одного и поднимают вверх руки, формируя своеобразную корзинку. Дамы же становятся в цепочку и прогуливаются в образованные воротца. По сигналу распорядителя кавалеры опускают руки и тем самым ловят себе дам, с которыми и танцуют далее под музыку. Важно, чтобы кавалеров и дам было четное число и одинаковое количество.
Где-то на просторах интернета я встречала описание одного котильона, который требует специальной подготовки, инвентаря и вряд ли когда-то будет реконструирован:
«Дамы, участвующие в этом туре, получают лорнеты с разноцветными стёклами, а кавалеры – такие же очки. Стёкла одинакового цвета танцуют вместе. Ещё забавнее, когда часть кавалеров получает вместо очков разноцветные монокли. С непривычки монокли выпадают из глаз и весело катятся по полу».
Вот потеха-то!
Можно также распределить кавалеров и дам между собой карточками, указав, например, для дам женских литературных персонажей (Джульетта, Татьяна Ларина, Элизабетт Беннет), а для кавалеров соответствующих мужских персонажей (Ромео, Евегний Онегин, Мистер Дарси). Такой котильон мы разыгрывали на балу в усадьбе Фамусова.
Захарова также описывает, что разыгрывались «забавные игры с удочкой: ставилась ширма, кавалер забрасывал удочку, не зная, какая там дама. Оттуда она потом и выходила. Зачастую даже танцевали затем с удочкой: кавалер держал ее в руке, а после танца дама снимала с нее «рыбку». Весь зал смеялся»[3].
Были и фигуры к конкретным праздникам и участники котильона получали в качестве подарка маленькие сувениры.
В книге H. Layton Walker. Twentieth Century Cotillion Figures ( New York, 1912) описывалась фигура к Хэллоуину и называлась она «Её Тыквенное Изобилие». Для этой фигуры нужно взять четыре обруча и соединить их «как меридианы на глобусе», связав в двух местах. Затем обтянуть это сооружение тканью оранжевого цвета, вверху оставить достаточно большое отверстие. Внутренность наполнить опилками и положить туда различные небольшие сувениры: маленькие статуэтки, монетки, напёрстки, колечки и т.п. Пары танцуют вокруг «тыквы» и по очереди вытаскивают из неё подарки. Эти сувениры являются предсказанием тому, кто их вынул: монетка – к богатству, кольцо – к помолвке и т.п[4].
В общем, котильонам нет конца и края! Еще в 1828 году вышла книга «Собрание фигур для котильона» (кстати говоря, писалась нашими соотечественниками), в которой имеется 224 фигуры этого танца!
Но опять же, вариаций и фантазий было значительно больше! Вот один из наших котильонов на танцевальном вечере эпохи модерн. Дама отдает одному кавалеру бокал с напитком, и пока он дегустирует, второй кавалер кружит даму в вальсе:
Спасибо, что прочли до конца! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, шлите письма в надушенных конвертиках! Играйте в салонные игры, не забывайте хорошие традиции!
[1] Е. Лаврентьева "Светский этикет Пушкинской поры".
[2] https://vk.com/olddances
[3] О. Захарова «Русский бал»
[4] https://vk.com/olddances