Древнее воинское сословие Японии выработало множество традиций, которых веками строго придерживалось. И речь не только о харакири.
Самураи — самое известное сословие средневековой Японии. Их основная обязанность — служить своему сюзерену (даймё). Эти воины не были малой аристократической кастой, во времена наивысшего могущества почти каждый десятый житель страны восходящего солнца относился к сословию самураев. Они жили по особому этическому кодексу, особенным образом одевались, вооружались и вели себя.
«Любование оружием»
Каждый самурай обязательно носил пару мечей (дайсё) — длинный и короткий меч. Этикет предписывал оставлять длинный меч (катану) при входе в дом и класть его на особую подставку. Короткий же меч (сето) всегда оставался при хозяине.
С изобретением пороха к традиционному холодному оружию добавилось и огнестрельное, но традиция отдавала предпочтению мечам — для воина важнее всего было владеть именно ими. Мечи наделялись сакральными значением как символ души самурая и его постоянный спутник. Мечи были церемониальными (богато украшенные «тати») и военными. Без оружия жизнь самурая, считалось, теряет смысл.
Высшим проявлением уважения и честью считалось выразить восхищение чужим мечом. Гости нередко участвовали в особой церемонии «любования мечом» хозяина, всегда проходившей по примерно одинаковому сценарию, предусмотренному этикетом. Клинок нужно было обязательно внимательно рассмотреть под разными углами к свету, не обнажая полностью, и при этом щедро расточать комплименты.
Идея достойной смерти: сэппуку
Ритуальное самоубийство путем разрезания живота мечом — высший подвиг самурая, проигравшего в бою, войне или политической борьбе. Сэппуку считало способом смыть позор поражения, сохранить честь и уйти достойно, доказав свою личную храбрость и несгибаемый характер воина. В некоторых случаях таким образом разрешалось покончить с собой самураям, осужденным на смерть (в качестве милости).
Образцом сэппуку для самураев стала смерть старого воина Ёримаса Минамото в 1180 г., во время войны Гэмпэй. По легенде, когда враги окружили Ёримаса в бою, два его сына погибли, сдерживая их. Но они дали время отцу, чтобы он мог уйти благородным способом.
Обучение самураев: не только владение мечом
Традиция писать стихи перед совершением сэппуку появилась у самураев неспроста. Конечно, для всякого самурая техника фехтования имела огромное значение и была обязательной частью обучения, без кэндо (путь меча) обойтись не мог никто. Но самураи — не только машины для убийства. Не меньше внимания уделялось также обучению этикету по неписаному кодексу бусидо («путь воина»), а также знанию законов, математики, философии, способам достижения душевного равновесия, навыкам каллиграфии, живописи и стихосложения. Умение слагать стихи считалось необходимым как признак духовного развития. А в Новое время самураев учили и чайной церемонии.
Со временем у самураев появилось множество трактатов, написанных прославленными воинами для обучения молодых.
По стопам отца
Земли и сословная принадлежность передавалась от отца к сыну. В случае смерти самурая главой семьи становился его старший сын, даже если к тому времени он был еще ребенком. В едва сознательном возрасте 10−12 лет такие юные самураи уже имели право принимать судьбоносные решения, хотя им оставалось еще несколько лет до завершения образования (обычно основную часть обучения заканчивали в возрасте 15 лет).
Юные самураи уже могли служить своему даймё — например, выполнять повседневные поручения или занимать в богатом доме должности вроде «смотрителя» какого-либо ценного предмета, «подавателя воды утром» и т. п.
Некоторые кланы (такие как Минамото, Тайра и Фудзивара) веками управляли Японией, а им, в свою очередь, служили десятки других родов.
Самураи так крепко держались за дело и образ жизни своих предков, что когда Японии в XIX в. понадобилась модернизация, пришлось через «революцию Мэйдзи» и долгие болезненные реформы демонтировать консервативную самурайскую систему вообще.