Найти тему

История советской электрогитары: 1, история электрогитары вообще

Третье и, возможно, крайнее, что вижу возможным предложить какому угодно читателю, это главы из моей книги «История советской электрогитары», доступной к чтению и скачиванию в виде pdf файла тут.

Если книга про Гагарина о жизни на острие технического прогресса, а книга про Царь-проекты про крайние формы прогресса, то эта, в общем, о том, как прогресс выглядит со стороны более-менее обычных людей тогда, когда крайние его формы имеют относительно обычных преимущество.

Обложка книги: коллаж, советская гитара «Урал» и капиталистический музыкант Джордж Харрисон с социалистической гитарой «Джолана Грациозо Резонет»/«Футурама»
Обложка книги: коллаж, советская гитара «Урал» и капиталистический музыкант Джордж Харрисон с социалистической гитарой «Джолана Грациозо Резонет»/«Футурама»

История электрогитары

Изначально музыка делилась на классическую и народную, точно так же, как общество делилось на людей с образованием и людей без оного.

Для царей играли целые оркестры, на дорогих инструментах и в специальных помещениях. Для народа играли скоморохи, на том, что под рукой, и где придётся. Так происходило повсеместно.

С демократизацией, в первую очередь в прогрессивных США, где царь вообще отсутствовал, высокий жанр и низкий жанр начали смешиваться. Перед музыкой возникли ранее отсутствовавшие вопросы.

Во-первых, царь сам по себе обеспечивает то, что музыку особо подчёркивает — тишину. Если он слушает, то все остальные вынуждены заткнуться и слушать, под угрозой лишения ртов вместе с головой.

С народом дело обстоит совсем иным образом. Народ обычно шумит, и его надо перекрикивать.

Скоморох мог позволить себе и крик, и свист, и матюгнуться запросто мог, но новая полупросвещённая публика уже начинала воротить от подобного нос.

Демократический музыкант — то же самое, что народный, но покультурнее, «демократия» это «народовластие» дословно с греческого. То есть подразумевается, что греческий кто-то там знает; в общем, он должен найти иные способы заставить себя слушать, желательно именно музыкальные. Самый простой из них — это играть громко.

Кроме того, лучше, по опыту, если он играет что-то отвечающее биологически обусловленным чаяниям, то есть ритмично-танцевальное. Когда от первых тактов ноги сами пускаются в пляс, вопросы типа «чё так громко» отпадают сами собой.

И ещё, хорошо если публику постоянно, удерживая её внимание, бодрят какие-то новые коленца. Которые музыканты могут и на ходу придумывать.

Так от оркестра, изначально царского, отпала скрипичная группа, как слишком тихая, протяжная, требующая для коленцев абсолютного слуха; зато особую роль приобрели задающие ритм контрабас и ударные. Так возник джаз.

Гитара же, до того везде бывшая кстати попеть под винишко, мимо доходного дела — музыкантов-то уменьшилось в два раза, а деньги остались теми же — пролетала как слишком тихая.

Рис. 1. Акустическая гитара 19го века.
Рис. 1. Акустическая гитара 19го века.

Понятно, что многих это мало устраивало, и какие-то ходы они находили. Сначала сделали металлические струны. Потом инструменты с металлическими раструбами-резонаторами.

Рис. 2. Гитара с металлическим резонатором, начало 20го века.
Рис. 2. Гитара с металлическим резонатором, начало 20го века.

Потом гитары с полностью металлическими корпусами, довольно громкие.

Рис. 3. Металлическая гитара, 1910е.
Рис. 3. Металлическая гитара, 1910е.

Но требовалось ещё громче, и тогда на помощь пришло электричество.

Обычная усиленная микрофоном гитара уже вполне пристойно вписывалась в джаз-бенд, где её функции сводились к тому же бренчанию, что раньше, только чуть более громкому; но прогресс пошёл далее.

Ещё лучше подходила именно электрогитара, в которой металлические струны, колеблясь, создавали ток в намотанной вокруг магнита катушке — потому, что микрофон, в котором вместо струн ток создаёт металлическая мембрана, даже засунутый внутрь инструмента, слышит и воспроизводит разные посторонние внешние звуки, и лучше обойтись без него.

Рис. 4. Первая серийная электрогитара, 1936й.
Рис. 4. Первая серийная электрогитара, 1936й.

С электричеством гитара уже могла выкаблучиваться на равных с саксофоном и трубой, и долгие годы этого хватало. Однако потом сами духовые воспользовались усилением, посредством микрофонов, ставших более дешёвыми, мощными и качественными. Понятно, покупали их духовики для того, чтобы окучивать в то же число лиц залы побольше.

А гитаристы обнаружили, что есть предел попыток угнаться за ними, обусловленный эффектом обратной связи. Электрогитара играет через усилитель и колонку динамиков, звук с них мог возвращаться на неё. С какой-то их громкости она всё-таки этот звук «слышала», колебалась им. При попытке усилить её дальше, она начинала играть, а точнее выть, сама.

Фактически, перед инструментом встала задача, прямо противоположная той, что стояла перед ним раньше. До того ему нужно было резонировать как можно больше, а теперь стало нужно резонировать как можно меньше.

Думая, как исключить вой, конструктора вспомнили ранние образцы электрогитар, которые имели металлические корпуса. Намного более жёсткие, а потому «заводившиеся» меньше.

Вместо тяжёлого металла просто взяли цельный кусок дерева, и этого оказалось достаточно.

Рис. 5. Электрогитара со сплошным корпусом, 1950й.
Рис. 5. Электрогитара со сплошным корпусом, 1950й.

Ещё усиленная, гитара стала перекрикивать кого угодно, а поскольку она могла и аккордами играть, и интервалами, почти как рояль, заменяя собой сразу до шести человек, возникла соблазнительная перспектива — вообще выкинуть за борт всех дудошников, а заодно и пианиста с его шкафом.

Оставить только ударные, контрабас, гитару, и вокалиста, вполне умещающихся со всем скарбом в один маленький грузовичок.

Для танцулек-то этого вполне достаточно, по крайней мере если все музыканты толковые. Просто сравните — местный коллектив из двадцати четырёх человек превратить в мобильный коллектив из четырёх, который по всей стране может окучивать, притом за те же деньги. Где угодно — где электричество есть.

Так возник рок-н-ролл.

Однако, кроме упрочнения корпуса, требовалось ещё кое-что. В новом жанре вместо целого оркестра играл один гитарист, и ему, выкаблучиваясь одному за всех, следовало быть виртуозом. А виртуоз обычно имеет хороший слух, и, вкалывая за десятерых, вообще капризен.

В инструменте он нуждался соответствующем, на котором с одной стороны играть легко, а с другой каждая нота чиста и хорошо слышима.

Так гриф цельнокорпусной рок-н-ролльной электрогитары, поначалу относительно дешёвой и дубовой, получил, вслед за джазовой электрогитарой, внутренний металлический стержень, стал в разы тоньше и удобнее.

Вообще, действующие на гитару силы потребовали укрепления грифа, вставки в него стержня, натягиваемого в противоположную струнам сторону подстроечной гайкой, ещё при установке металлических струн. Прикрывающая гайку декоративная крышечка легко заметна и на фотографии резонаторной гитары.

Между тем, это решение оставалось до электрогитары скорее исключением в силу дороговизны, а на ней стало практикой потому, что игравшие в профессиональных коллективах музыканты могли себе позволить и его, вместе с новейшим электрическим инструментом.

С переходом на цельный корпус гитара вроде как сделала шаг к народу, но, как только из него выделились профессионалы, которых сгибание грифа бананом устраивало мало, сразу же сделала шаг обратно.

Далее, корпус сбалансировался по весу, перестал оттягивать одно плечо из двух в большей степени, и в нём появились удобные вырезы под руку и пузо.

Механика приобрела возможность выставить длину каждой струны по отдельности, обеспечивая чистоту нот по всем ладам, и опустить её к ним, уменьшая требуемую силу нажатия. Сами лады стали прочнее, истирались меньше, и располагались точно.

Выросли громкость и чувствительность звукоснимателей, а подключение их изменилось на такое, что две противонаправленные катушки взаимно подавляли шумы электрических наводок. Лучше начали держать строй колки.

Рис. 6. Точно настраиваемая электрогитара, 1954й.
Рис. 6. Точно настраиваемая электрогитара, 1954й.

И добавилась машинка для эффектного вибрато.

Рис. 7. Типичная электрогитара, 1955й.
Рис. 7. Типичная электрогитара, 1955й.

В общем, всего лишь за пять лет качество резко изменилось к лучшему по всем возможным пунктам. Естественно с соответствующим повышением стоимости, но и гитарист стал богатым буратиной, имел чем платить.

На этом эволюция электрогитары практически закончилась. Большая часть современных гитаристов играет на инструментах точно таких же, как те, на которых музыканты играли в пятидесятые.

Только в пятидесятые это были сравнимые по цене с подержанными хорошим мотоциклом или пристойным студийным фортепиано агрегаты для профессионалов, а уже к концу шестидесятых, в результате технического прогресса и бума рок-музыки, их смог себе позволить кто угодно, включая студентов и даже школьников.

В конце семидесятых произошёл ещё один виток, когда популяризовали машинку вибрато, которую легко можно наклонять в обе стороны — как опускать тон струн, так и поднимать его — и изобрели зажим за верхним порожком к ней, на винтах, намертво держащий строй при каком угодно издевательстве.

Гитарист совсем уподобился пианисту, нажимая на струны обеими руками, потому, что с новой активной электроникой — особо чуткими звукоснимателями, предварительно усиливаемыми прямо внутри гитары, и имеющими для подавления шумов две катушки сразу, дополнительно прибавлявших и к чувствительности — одного касания хватало для звукоизвлечения.

Рис.8. Современная электрогитара, с 1984го.
Рис.8. Современная электрогитара, с 1984го.

Во-первых, это всё.

Из играющих на отличном от классики пятидесятых, 99% играют на инструментах этого витка, последнего, потому, что с продолжавшимся развитием электроники развитие музыки перепрыгнуло электрогитару, и она перестала властвовать умами.

Сначала возникла возможность появления человека-оркестра на электронных клавишных и ритмбоксах — собственно, новое вибрато и двуручная техника появились поскольку требовалось конкурировать с электронными завываниями и автоматическими быстрыми арпеджио.

Гитара этот этап выдержала, но затем оказалось, что на зацикленных кусочках давно записанной другими людьми музыки один так называемый диджей способен держать танцпол, и максимум нуждается только в вокалисте. Запросто обходясь и без гитары, и без инструменталистов вообще.

А прогресс так устроен, что если он в чем-то начинается, то в чём-то другом заканчивается.

Технически, куда совершенствовать инструмент есть. Можно, к примеру, сделать его из дюраля и композитов, с оптическими звукоснимателями, то есть и звучащим чище, и более прочным. Но у музыканта с ним всё равно нет возможности обскакать диджея, в распоряжении которого есть покусочно всё, что человечество сделало в музыке за прошедшие сто лет, включая и гитарные записи.

Так что большей популярностью, чем технически лучший новодел, среди гитаристов пользуются раритеты, точнее более доступные по цене современные копии раритетов один к одному, напоминающие о временах, когда умами властвовал именно гитарист.

Точно так же как классические скрипачи продолжают играть на скрипках из дерева, вместо карбоновых или каких-то ещё.

Итак.

Во-первых, эволюция электрогитары — для простоты здесь осталось за рамками рассмотрения множество тонкостей, типа умеренно «заводившихся» полуакустических инструментов, на которых удобно, в отличие от цельнокорпусных, репетировалось в шумных отелях когда ещё отсутствовали персональные маленькие колоночки — уже прошла свой последний виток.

Во-вторых, советские гитары затруднились на этот последний виток выйти.

Следующая часть.