Найти тему
Zokir Ibragimov

Меня терзают смутные сомнения!

Вопрос от нашей сестры, опытного и успешного инвестора и ученицы курса "Инвестиции в исламе" (орфография и пунктуация сохранены в оригинале)


Зокир, ассаляму'алейкум! Как Ваши дела? Мне нужен Ваш совет, как брата) Просто , я думаю, что Вы тоже через это прошли. До недавнего времени у меня как-то всё было в порядке с вопросом дозволенности инвестиций в акции при соблюдении условий , конечно. Недавно наткнулась на хадисы про риба. Хоть я их и раньше знала, но когда перечитываешь в моменте, особенно когда в какой-то теме находишься, то восприятия уже другое. И появились мысли у меня, что эта жизнь такая быстротечная и если есть хоть 1% того, что мне придётся отвечать за это в Судный День, то может оставить всё. Но вот не знаю, может это от шайтана. Я уж и истихару начала читать. Всё понимаю, что есть учёные и целые шариатские комитеты, что мы очищаем и что в общем-то стандарты довольно строгие. Но вот поселилась эта мысль у меня в голове и не даёт покоя. Кроме того, как Вы помните моя профессиональная деятельность это экономика, но я всё больше и больше смотрю в сторону свободного плавания и чтобы уйти из найма. Правда пока четко не определилась, как монетизировать свой опыт и знания. В поисках. Всё же мне интересно больше именно шариатское направление в финансах и экономике. И тоже были мысли (может помните) ещё после прохождения моих "нехаляльных" курсов - об обучении людей финансовой грамотности. Но вот сейчас очень сильно задумалась😔 и начались мысли : "ладно ты сама, но ещё кого-то за собой вести и потом отвечать в случае чего за них"... Вижу и чувствую в Вас разумность и богобоязненность и что Вы, наверняка, тоже проходили этот путь сомнений и терзаний. Понимаю, что каждый решает сам, но всё же мне оочень важно именно Ваше мнение. Пожалуйста, ответьте, если будет возможность. Буду очень благодарна за Ваши комментарии. Можно аудио, чтобы время Ваше не отнимать. ДжазакаЛлаху хайран

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуЛЛахи ва баракятуху!

Сестра, да, сейчас эта тема активно муссируется, и я сам очень глубоко разбирался в себе, ища ответ на этот вопрос.

Давайте проанализируем и разберем само понятие риба', ростовщичество один из тяжелейших грехов, почему?

Ростовщичество, это когда кто-то имеющий капитал дает этот капитал под неоправданно высокий, заведомо невозвратный процент, с целью паразитировать и самому ничего делать в этой жизни, этот неподъемный (ростовщический) процент приводит неимущего человека к еще большим долгам и проблемам, а ростовщику-толстосуму дает еще больше власти и возможностей наживаться на трудностях людей, и здесь четко прослеживается намерение и энергетические ощущения с обоих сторон, ростовщик чувствует жажду наживы на чужом горе, должник чувствует безысходность и обиду.

В религиозном, да и общечеловеческом понимании, прибыль, которую получают без труда, называют греховной. При использовании ростовщичества, нарушаются основные принципы необходимые для развития человечества, принципы справедливости, равноправия и свободы.


Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Господь проклял поедающего проценты (живущего на проценты; дающего под проценты), берущего под проценты, свидетеля (обоих свидетелей) данного процесса и писаря [который фиксирует процентные взаимоотношения, ставки и сроки]»

В современном мире, компании, которые берут деньги под достаточно низкий процент (с учетом доходности их бизнеса) и тем более держат деньги на депозитах под еще более низкий процент, чтобы их не сжирала инфляция, не испытывают подобных эмоций и энергетический посыл другой, они используют эти финансовые инструменты в рамках необходимости с учетом современных экономических реалий и рабочей необходимости, заметьте, у них всегда есть ВЫБОР, и более того, сегодня они берут у банка, завтра они кладут деньги на банковские счета, это инструменты, которыми вынуждены пользоваться почти все большие компании современности, это не такая же односторонняя ситуация, когда ростовщик с квадратным пузом дает в долг бедному крестьянину у которого семеро по лавкам.

Миноритарные акционеры тем более никаких подобных эмоций, ощущений, и энергии не испытывают, а мусульмане -инвесторы еще и следуют шариатскому стандарту написанному исламскими учеными, и уж тем более не имеют намерения наживаться от ростовщичества и еще более того, очищают свои доходы, даже если запретный доход составляет всего несколько рублей.

Почему мусульманские ученые делают послабления в вопросах депозитов или займов, в случае, когда вопрос касается приобретения акций компаний?

(Давайте почитаем выводы одного их самых видных ученых современности Шейха Мухаммеда Таки Усман, выдержка из его книги "Введение в исламские финансы"


В акционерных фондах средства собранные фондом инвестируются открытые акционерные компании. Как правило основная часть доходов таких фондов поступает от торговли акциями за счёт разницы между ценой покупки и продажи. Так же источником дохода могут служить дивиденды выплачиваемые компаниями-эмитентами.

Очевидно, что если основной бизнес компании незаконен с точки зрения Шариата, то для исламского фонда не является дозволенным покупать, держать или продавать его акции, так как это подразумевает прямое участие акционера в запрещённом бизнесе.

Подобным образом практически все шариатские эксперты единогласны во мнении, что если все операции компании полностью соответствуют Шариату, что означает что компания никогда не прибегает к процентным займам и не держит свою избыточную ликвидность на процентных счетах, её акции могут покупаться, держаться и продаваться без каких-либо ограничений с точки зрения Шариата. Однако является очевидным, что подобные компании встречаются достаточно редко на современных фондовых рынках. Практически все компании представленные на сегодняшний день на фондовых рынках так или иначе вовлечены в виды деятельности, которые не соответствуют требованиям Шариата. Даже в случае если основной бизнес компании является дозволенным (халяль), то её заёмное финансирование осуществляется на основе ссудного процента. С другой стороны, компании держат свою избыточную ликвидность на процентных счетах и покупают процентные облигации и ценные бумаги.

Вопрос о подобных компаниях был предметом дискуссий между шариатскими экспертами современности. Одна из групп шариатских учёных придерживается мнения, что для мусульман не является дозволенным участвовать в сделках с акциями подобных компаний, даже если их основной бизнес является дозволенным (халяль). Их основным аргументом является то, что каждый акционер является партнёром компании(шарик), и каждый партнёр, в соответствии с исламским законодательством, является агентом других партнёров в деле общего бизнеса. Следовательно, простая покупка доли компании означает уполномочивание менеджмента со стороны акционера компании вести её бизнес определённым образом. Если акционеру известно, что компания вовлечена в запрещённую Исламом деятельность, и он продолжает держать её акции, то это означает что он уполномочил менеджмент на ведение подобной, противоречащей Исламу, деятельности. В этом случае он будет ответственным не только за согласие на запрещённую деятельность, но и эта деятельность по праву будет относиться к нему самому, так как подразумевается что менеджмент компании работает в соответствии с его уполномочиванием.

Более того, когда компания финансируется на ссудно-процентом принципе, фонды задействованные в бизнесе являются не чистыми. Подобным образом, когда компания получает проценты от вклада на депозиты, часть её доходов обязательно становится нечистой. Эти доходы в свою очередь поступают акционерам посредством дивидендов.

Однако, большое количество современных учёных не поддерживает это мнение. Они утверждают, что открытые акционерные компании в своей основе отличны от простых партнёрств. В партнёрствах, процесс принятия решений осуществляется посредством согласия между партнёрами, и каждый из них имеет право вето на стратегические решения. Следовательно, все действия партнёрства правомерно относить к каждому из партнёров. Стратегические же решения в открытых акционерных компаниях, напротив, принимаются решением большинства. Следовательно, любое и каждое действие осуществляемое компанией не может расцениваться как индивидуальная ответственность каждого из акционеров. Если акционер выдвигает возражение против определённой транзакции на Ежегодном Собрании Акционеров, но это возражение преодолевается решением большинства, не будет являться справедливым заключать что он ответственен за согласие на эту транзакцию, в особенности если он намеревается воздержаться от дохода ставшего результатом этой транзакции.

Следовательно, если компания вовлечена в дозволенный (халяль) бизнес, но при этом держит свою избыточную ликвидность на процентном счёте, с которого поступает небольшой побочный доход, это не делает весь бизнес компании незаконным. Таким образом, если лицо приобретает долю подобной компании с ясным намерением противостоять подобным побочным доходам и не использовать пропорционально соответствующую долю дивидендов для своей личной выгоды, как можно говорить о том, что им одобряется эта ссудно-процентная операция и она имеет отношение к нему?

Другим аспектом деятельности подобных компаний является то что иногда они занимают деньги у финансовых институтов. Эти займы как правило делаются на основе ссудного процента. В этом случае используется тот же самый принцип. Если акционер персонально не согласен с подобными займами, но его мнение было отклонено большинством, то эти заёмные операции не могут относиться к его ответственности.

Более того, даже если в соответствии с принципами исламской юриспруденции занимать деньги под проценты является тяжёлым грехом, за который заёмщик будет отвечать в следующей жизни, это греховное действие не означает что весь бизнес заёмщика является запретным (харам) или недопустимым. Сумма заёмных средств признаётся как собственность заёмщика, а что-либо купленное или обменённое на эти деньги не является незаконным. Следовательно ответственность в совершении греховного дела — займа под проценты — лежит на лице, которое намеренно осуществило ссудно-процентную транзакцию, но факт этого не означает что весь бизнес компании является незаконным.

Мы как мне кажется иногда начиная копаться в деталях (с подачи шайтана) забываем, что Аллах Тааля Добрый, Мягкий и бесконечно Мудрый, чтобы наказывать своих рабов за то, что они не делали, и даже не имели намерения делать.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ﷺ, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо”».
(Аль-Хаким назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным)

Задайте себе вопрос, у Вас намерение наживаться на ростовщичестве, и покупка акций Вам в этом помогает? Если да, то продавайте все ценные бумаги и храните деньги дома, а еще лучше вообще от них откажитесь, потому что большинство денег в мире выпущено под процент от ЦБ через коммерческие банки.

Если же Вы путем инвестирования хотите участвовать в реальной экономике мира, развивать исламские финансы и исламское 100% халяльное инвестирование (это то, ин шаа Аллах для чего я строю свой капитал и продолжаю развиваться в этой теме), иметь капитал для того, чтобы иметь финансовые возможности что-что менять в этом мире на благо родных, близких и уммы Пророка Мухаммада ﷺ, дисциплинировать себя за счет откладывания текущего потребления (сунна), и в целом воспитания в себе качеств человека сильного и не зависящего от дуньи в вопросах гипер-потребления, то каким образом ростовщичество (описанное выше) можно привязать к такой ситуации?

-2

Просто задайте себе правильные вопросы и разберитесь с намерением, и все станет понятно и просто, ин шаа Аллаху Тааля!

И только Господу моему, Милостивому и Милосердному ведомо все!