Иногда оформление кредита похоже на квест. Вы приходите в банк, а кроме заёмных денег вам выдают юридические услуги и страховку для всей семьи, включая попугайчика. Банк объясняет: случись что с вами, кто платить будет? Без страховки денег не дадим. И если от ненужного полиса можно отказаться, то другие «дополнительные опции» висят мёртвым грузом и входят в стоимость кредита. Центробанк придумал, как спасти заёмщиков.
Банк России предлагает распространить так называемый «период охлаждения» на все дополнительные опции, оформленные вместе с кредитом. Заёмщику даётся 14 дней после подписания договора на отказ от невостребованных услуг. О предложении пресс-служба ЦБ сообщила РБК.
Деньги заёмщику должны вернуть по первому требованию. Сейчас такая схема действует при отказе от страховки по кредиту в первые 14 дней и при досрочном погашении займа. Навязать могут не только страховку, заметил глава службы по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута:
Период охлаждения уже действует в отношении страхования, но, как показывает практика, есть и масса других продуктов, это могут быть юридические услуги, информационно-консультационные, мы видим большое многообразие того, что покупают потребители вместе с кредитами
Навязанные услуги стали причиной 10% жалоб граждан в Центробанк. Но в ЦБ видят проблему не только в обращениях людей: часто человеку подают кредитный договор с уже проставленными галочками, которые автоматически дают согласие на допуслуги. Иногда люди даже не знают, что от этих опций можно отказаться.
По закону банкам запрещено навязывать покупку одних товаров, работ и услуг вместе с другими. А заёмщик вправе отказаться от дополнительных платных опций и получить кредит. Правда, у банка есть ответное право увеличить процентную ставку по займу. Центробанк разработает необходимые поправки в закон о потребительском кредитовании, которые разрешат возвращать деньги за любые допуслуги.