Фильм «Семнадцать мгновений весны» вышел на экраны в августе 1973 года. Как свидетельствовала пресса, во время показа уменьшалось количество людей на улицах, снижалось потребление воды, и даже падал уровень преступности. Пройдет совсем немного времени, и фильму исполнится полвека, но он не утратил популярность и любовь зрителей.
В интернете можно найти немало статей и видеороликов о том, как снимали этот фильм, какие интересные и необычные факты с этим связаны.
Интересные факты
1. В роли заказчика выступил председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов. Он полагал, что деятельность разведки в годы войны недостаточно освящена в кинематографе. Фильм был снят к годовщине Победы 1973 года, но вышел в конце лета только потому, что Андропов хотел лично просмотреть все серии, но не смог выкроить из своего графика 14 часов к началу мая.
2. Зрителям было интересно узнать, какова дальнейшая судьбы Штирлица? На этот вопрос режиссёр Татьяна Лиознова ответила: «Он едет в Берлин, где его должны убить». Последняя сцена на обочине дороги снята именно в этом ключе.
3. Сценарист Юлиан Семёнов предлагал на роль Штирлица Арчила Гомиашвили, но у режиссёра было своё видение, поэтому, хотя и не сразу, утвердили Вячеслава Тихонова. В итоге, Семёнов остался доволен. Однажды он спросил у Тихонова: «Как Вам удается так хорошо изображать мыслительный процесс?», на что тот ответил: «Я прокручиваю в уме таблицу умножения».
4. Как известно, прототипа у Штирлица не было, но, по словам Тихонова, черты личности Максима Исаева были заимствованы у Рихарда Зорге и Вильгельма Лемана. Кроме того, актёру помогло личное знакомство с разведчиком Кононом Трофимовичем Молодым.
5. Роль Гитлера должен быть играть Леонид Куравлев. Несмотря на внешнее сходство в гриме, актер так и не смог вжиться в «образ антихриста».
6. На 14 часов экранного времени Микаэлом Таривердиевым написано 6 часов музыки, в том числе 12 песен на стихи Роберта Рождественского. Однако режиссёру и композитору это показалось избыточным, и совместным решением были отобраны две песни.
7. Первоначально песни исполнил Муслим Магомаев, но режиссёру это не понравилось, поэтому стали пробовать других певцов: Ободзинского, Мулермана, Толкунову, Кобзона. В конце концов, остановились на последнем.
8. Во время съёмок одного из эпизодов приезда Штирлица в свой дом, в кадре неожиданно появилась местная собака, которая в это момент прогуливалась по улице с хозяином. Она так прониклась доверием к Тихонову, что тут же наладила с ним контакт, и ответила на приглашение зайти в дом.
9. Важное место отводилось костюмам. Все они были изготовлены в спецателье Министерства обороны из натуральных тканей с вышивкой. Только для Штирлица были сшиты 100 рубашек, 11 костюмов, мундир и фрак. Консультировал бывший эсэсовец Хайнц Браун, тем не менее, были допущены некоторые неточности.
Оплошности
1. У Мюллера не могло быть на рукаве шеврона, так как этот знак имели только старые члены партии, вступившие в неё до 1933 года, в отличие от Мюллера, который влился в её ряды только в 1939 году.
2. В автомобиле Штирлиц и пастор Шлаг слушают песню, исполняемую Эдит Пиаф, написанную в 1959 году.
3. Шлага называют пастором. Такое наименование принято у протестантов, однако он общается с католиками, как с единоверцами.
4. Курьер Вольфа садится в самолёт ЯК-12, но по взлетной полосе мчится Мессершмитт Bf.109, а в небе – Фокке-Вульф Fw 190.
5. В сцене встречи Вольфа на аэродроме стоит АН-2 (советский самолёт, который начали выпускать в 1947 году), а гестаповцы приехали на автомобиле УАЗ-452.
6. На стене в кабинете у Мюллера висят советские часы «Слава».
Подобные мелочи можно перечислять долго, однако, думается, что они не слишком важны. Фильм живёт поныне и, наверное, секрет его успеха в том, что он по-настоящему прославляет мужество и верность – Родине, долгу, женщине. Может быть, именно этого нам так не хватает сегодня?