Свадьба Дмитрия Ивановича была сыграна в 1366 году в Коломне. По средневековым обычаям князья обычно венчались в том городе, где княжил отец невесты. Коломна таковым городом не являлась...
После бурной борьбы князей Дмитрия Ивановича Московского и Дмитрия Константиновича Суздальско-Нижегородского из-за великокняжеского стола стороны решили заключить союз и скрепить его брачными узами: «...месяца генваря в 18 день в память святых отец наших Афанасия и Кирила, в неделю промежу говенеи, женися князь великий Дмитреи Иванович у князя у Дмитрея у Костянтиновича у Суждальского, поял за ся дщерь его Овдотью, и бысть князю великому свадба на Коломне». Торжество состоялось в 1366 году в той самой Коломне – общеизвестный факт.
Читайте также: Сколько раз был женат Дмитрий Донской
Но по средневековым обычаям князья обыкновенно венчались в том городе, где княжил отец невесты, у которого был первый пир. Затем все родственники и гости пировали у жениха. Объяснение причин устройства свадьбы в Коломне вопреки обычаю дал еще С. М. Соловьев. Он писал: «Оба великих князя не хотели нарушить своего достоинства. Московский не хотел ехать жениться в Нижний, а нижегородский не хотел ехать на свадьбу к дочери в Москву к шестнадцатилетнему князю». К этому надо добавить, что московский кремль сильно пострадал при пожаре летом 1365 г. («весь град без останка погоре») и, возможно, здесь просто не было возможности организации торжеств. Далеко не случайно, что сразу же за процитированным сообщением о свадьбе в летописании идет известие о начале строительства белокаменного Московского кремля (январь–февраль 1366 г.). Он превратился в огромную строительную площадку и, разумеется, вряд ли подобные декорации соответствовали торжественности момента.
Перейдем теперь к вопросу о выяснении места бракосочетания в Коломне. Таковым был княжеский двор. Впервые комплекс его строений описан в Писцовой книге 1577/78 гг. Великокняжеский двор выходил на Соборную площадь, а угловую часть его занимал храм Воскресения. Общие размеры двора составляли 48 х 40 сажень. К жилому комплексу примыкали еще дополнительно конюшенный (для размещения и кормежки коней) и житный (для хранения продуктовых припасов) дворы.
Относительно храма Воскресения в 1843 г. было записано предание, о том, что именно там венчался Дмитрий Иванович с Евдокией. В это время там еще сохранялись утварь XIV в. — деревянные венцы брачующихся и чарки для запивки. Факт свадьбы 1366 г. оказался «мемориализован» в конкретных знаках оформления храма. В ознаменование этого события в XIX в. на главках храма и колокольни в подкрестиях были сделаны венцы. На Царских же вратах церкви возвышалась деревянная резная корона. К 1903 г. этих реликвий уже не было.
Казалось бы, с местом брачного пира и венчания все ясно, но не все оказывается так просто. В Коломне 1360-х гг. достоверно имелся белокаменный кафедральный храм (скорее всего, предшественник Успенского собора 1379–82 гг.)29. Дело в том, что в фундаментных кладках собора Дмитрия Донского 1379–1382 гг. обнаружены белокаменные блоки и детали во вторичном использовании от разборки храма-предшественника. В связи с этим очень трудно объяснить выбор места венчания — тесный и небольшой деревянный храм великокняжеского двора был предпочтен более обширному и престижному для церемонии белокаменному кафедральному собору. Верно ли предание? И не переданы ли свадебные реликвии в домовый великокняжеский храм позднее? На эти вопросы нет ответов.
Еще один вопрос возникает о том, кто венчал свадьбу. В Коломне был тогда епископом Филимон, занимавший положение викария митрополита. Вполне возможно представить и специальный приезд митрополита Алексия в Коломну для венчания. И епископское, и митрополичье венчание не могло проходить иначе как в кафедральном соборе. Но упорное молчание об этом источников и предание, связавшее бракосочетание с храмом Воскресения, не позволяют рассматривать возможность архиерейского таинства.
Для разрешения высказанных недоумений позволю себе привести интересную аналогию опять же с браком Ивана III. Он также был женат дважды. Второй его брак с Софьей Палеолог венчался в деревянном (!) храме, устроенном внутри строящегося Успенского собора. Причем от венчания уклонился сам митрополит Филипп (по мотивам, связанным с римско-католическим происхождением невесты), а великим князем были отстранены соборный протопоп и свой духовник — они были вдовцами (и, скорее всего, добавим — иеромонахами). Таинство совершил коломенский протопоп Осия. На второбрачного, по средневековым канонам, налагалась епитимья — отлучение от причастия на год. Священнику, венчавшему второй брак, запрещалось присутствовать на свадебном пиру, «понеже двоеженец имеет нужду в покаянии» (правило 7 Неокесарийского поместного собора). Перечисленные обстоятельства приоткрывают тайну венчания в домовом храме Воскресения Коломны. Архиереи не могли венчать оправданный политически, но слишком быстрый второй брак князя Дмитрия. Не мог и соборный протопоп, назначаемый епархиальным архиереем. Но великий князь мог повелеть (по договоренности с архиереем) исполнить обряд священнику своей дворовой церкви («венчаться своими попы», как мы знаем по аналогиям). В таком случае все тонкости ситуации 1366 г. были учтены.
Как видим, за летописным сообщением о свадьбе Дмитрия Ивановича и Евдокии Дмитриевны 1366 г. скрывается очень непростая ситуация, реконструируемая на основании аналогий.
Из статьи А. Мазурова "Семья великого князя Дмитрия Донского", сборник научных статей "Куликовская битва в истории России", Тула, 2012.
Читать все выпуски канала Куликово поле
Сегодня наш канал очень нуждается в вашей поддержке. Пожалуйста, поделитесь этой статьей на своих страницах😌