Сегодня Владимир Путин ответит на десятки вопросов российских и иностранных журналистов. Эта встреча будет не юбилейной, не итоговой, но все-таки, пожалуй, запомнится надолго. Главное отличие от предыдущих 15 больших «прессух» – заочный формат – все журналисты будут рассредоточены по точкам в федеральных округах. А чем запомнились предыдущие встречи главы России с представителями СМИ.
Первая пресс-конференция Владимира Путина состоялась в 2001 году – через год после избрания на президентский пост. Его предшественник Борис Ельцин считался достаточно открытым для общения с журналистами политиком, но такого формата до этого, не было. Когда Ельцин назвал Путина своим официальным преемником, весь мир задавался ушедшим в историю вопросом «Who is Mr. Putin?». Вопросы на этот счет были и у пишущей братии. И чтобы удовлетворить запрос, было принято решение реализовать такой формат общения.
В 2001 году на пресс-конференцию аккредитовалось порядка 400 журналистов, а сама она длилась 1 час 35 минут. Этот результат остался в истории как самая короткая пресс-конференция в этом формате – уже в следующем году хронометраж перевалил за два часа, а в среднем в последующие годы длился от 3 часов до 4 часов 40 минут. Именно столько длилась последняя встреча второго президентского срока в 2008 году – вероятно, и у президента и у журналистов было ощущение, что последняя. Однако, спустя четыре года Путин вновь возглавил страну, а в в декабре вновь прошла пресс-конференция, которая растянулась на 4 часа 33 минуты.
Что касается журналистов, то их число постоянно росло и к 2006 году превысило тысячу человек. Рекорд был поставлен в 2019 году, когда аккредитацию подтвердили 1895 журналистам. В этом году, впервые за 15 лет, число участников будет меньше тысячи. Судя по данным, опубликованным на официальном сайте президента, подтверждено участие всего 774 представителей СМИ. Больше 200 из них будут находиться на московской площадке, а у других резко возрастет шанс задать вопрос – на других площадках будет находиться по 60-70 участников – обратить на себя внимание так проще, чем тянуть руку в числе 2 тысяч коллег.
Любопытно, что в этот раз журналисты будут ощущать себя как участники другого традиционного формата – «Прямая линия с Владимиром Путиным», когда удаленно из регионов задают вопросы простые жители.
Каждый раз, когда начинается подготовка к очередной пресс-конференции, соцсети начинают глухо ворчать насчет «одних и тех же вопросов», но если посмотреть назад, становится очевидно, что это не так – меняется жизнь, меняются условия и меняются ключевые темы для обсуждения. В 2001 году одной из ключевых тем была вторая Чеченская война, а через год больше вопросов было о начавшейся реформе местного самоуправления. В 2003 и 2007 году вопросы, естественно, касались смены власти и перспектив самого Путина. В 2012 году крайне резонансная тема была связана с «Законом Димы Яковлева», запрещающий усыновление иностранцами российских сирот. До сих пор он вызывает споры в обществе, а тогда задал тон всей пресс-конференции. Следующие три года были посвящены отношениям с Украиной, санкциям и вытекающим из этого последствиям.
Еще один интересный показатель – число заданных вопросов, а если точнее, число журналистов, задавших вопросы, поскольку зачастую они в одном выступлении задают по два, а то и три вопроса. Так вот, во время «коротенькой» встречи в 2001 году вопросы задали 20 человек, половина из них – из иностранных СМИ. В среднем, в последующие годы число корреспондентов было в районе 50, а в рекордном 2008 году был поставлен недостижимый пока рекорд – 80 вопросов.
А вы бы какой вопрос хотели задать Владимиру Путину?