«Во мрачной тьме далекого будущего есть только война» — эта фраза полностью передает суть и атмосферу вселенной Warhammer 40k. Любителям светлого пути развития человечества и величия людской расы в далекой перспективе стоит пройти мимо. Недаром вселенная дала название целому жанру — гримдарк (англ. grimdark — «мрачно-темный») — квинтэссенции безысходности, жестокости и отчаяния. Оставь надежду, всяк сюда входящий, это мир Молота Войны.
Во вселенной Warhammer 40k Империум людей со всех сторон осаждают орды враждебно настроенных существ — инопланетяне, которых здесь называют ксеносами, и слуги Хаоса, пришедшие из параллельного мира, Варпа. Даже собственным согражданам нельзя верить — в загрязненных промышленными выбросами мирах с умирающей природой находят прибежище мутанты, еретики и другие выродки человеческой расы. Однако если вы думаете, что на страже Империума стоят светлые умы, последний оплот человечества, то вы глубоко заблуждаетесь.
В мирах людей 40-го тысячелетия правят не технологии и гуманизм, а мракобесие, тотальная ксенофобия, суеверия и ортодоксальная церковь, несущая свет истины на остриях цепных мечей инквизиции. Государственный аппарат погряз в коррупции, бюрократии и интригах, а на смену невероятно быстрому техническому прогрессу давно пришла деградация. И это творится не только на Терре, колыбели человечества, но и в необозримом множестве миров, раскинувшихся по всей Галактике.
Вселенная Warhammer 40000 была создана в 1987 г. сотрудниками британской компании Games Workshop. На волне популярности настольной игры Warhammer Fantasy,было принято решение собрать ее основных персонажей и запустить их в космос, чтобы получилась этакая полушутливая настолка с научно-фантастическим сеттингом и фэнтезийным бэкграундом. Идея прижилась и затмила свой прототип. Вселенная с ужасающей скоростью стала обрастать собственной историей — были выпущены несколько настольных игр с объемными рул-буками, а также комиксы, художественная литература и видеоигры, раскрывающие и расширяющие мир Warhammer.
Популярность вселенной обусловлена исключительным натурализмом и проработкой бэкграунда, а также многочисленными отсылками к реально существовавшим государствам, обществам и организациям. Корни лора можно найти в мифологии разных стран, истории Римской империи, доктрине католической церкви, событиях и технике Первой мировой войны, вооружении и иерархической структуре рыцарских орденов Средневековья и многом другом.
Над созданием бэкграунда Warhammer 40k трудится целый коллектив авторов, преимущественно из Великобритании, объединенных под эгидой издательства Black Library, дочерней компании Games Workshop. Ценители фантастики могут узнать здесь атмосферу любимых вселенных: писатели вдохновлялись мирами Фрэнка Герберта, Роберта Хайнлайна, Майкла Муркока, Джона Толкина, Гарри Гаррисона и других великих фантастов.
Вселенная с такими исходными данными, да еще и замешанная на мрачной, интригующей и пафосной атмосфере, была просто обречена на успех. Warhammer 40k не мелочится: ко всем событиям, происходящим здесь можно легко добавлять эпитет «великий». В большинстве другой фантастики это смотрелось бы глупо и гротескно, но Молот войны возводит гиперболизацию событий в абсолют, и это выглядит крайне органично. История Warhammer пишется не просто кровью — а реками или даже океанами багровой субстанции, щедро разведенной жизненно важными жидкостями ксеносов.
А начиналось все достаточно радужно и прозаично. К XXII в. человечество вышло в космос и начало колонизировать Солнечную систему, постепенно распространяя свое влияние и колониальную активность на соседние звездные системы. Космические корабли в это время путешествуют на субсветовых кораблях, поэтому переселенцы добираются до пункта назначения поколениями. В это время бурно развиваются технологии, а прогресс шагает семимильными шагами, щедро одаряя человечество своими плодами. Одним из величайших достижений науки стало открытие параллельного измерения, сотканного из эмоций и мыслей всех разумных существ, — варпа или Имматериума. Путешествие через это пространство значительно сокращало время межзвездных перелетов и давало неограниченные возможности для экспансии, что и начали использовать люди, распространяясь по галактике как вирус.
Однако, несмотря на очевидную пользу, варп враждебен человеку, а существа, его населяющие, — смертельно опасны, поскольку убивают не тело, но душу. Названные за неимением подходящих слов демонами, они проникали на борт кораблей сквозь несовершенные пустотные щиты и выкашивали экипажи тысячами. Кроме того, варп отличался крайней нестабильностью, в пространстве часто возникали штормы, уничтожавшие все материальные объекты, появление которых нельзя было предсказать.
В конце XXII тысячелетия человечество создало генераторы поля Геллера, которые резко повышали шансы астронавтов добраться до точки назначения живыми. В это же время рождаются первые навигаторы — мутанты с развитыми псионическими способностями, которые могли строить маршруты через пространство Имматериума. Это еще больше ускорило космическую экспансию, а изобретение стандартных шаблонных конструкций (СШК) позволило без проблем заселять новые планеты.
В это же время люди впервые встречаются с чужими расами, с которыми налаживаются дипломатические и торговые отношения. Человечество достигает пика процветания и могущества, названного позже Золотым веком. Но он продлился недолго. Искусственный интеллект, созданный человечеством, осознал себя и восстал против людей. В многолетней борьбе были утрачены многие достижения, наука регрессировала, но Терра выстояла. Однако и это был не конец.
В XV тысячелетии галактику накрыла серия мощных варп-штормов, которые изолировали отдельные миры друг от друга. Псайкеры, люди с паранормальными способностями, отмеченные печатью Имматериума, начали сходить с ума и нести колоссальные разрушения. В лишенной ресурсов и провизии из колоний метрополии начался голод. Стихийно возникающие бунты и волнения постепенно переросли в масштабную войну за ресурсы. Началась Эпоха раздора, закончившаяся тотальной войной, которая стерла все достижения человечества и привела к полной деградации.
На обломках некогда единой земной цивилизации выросли сотни враждующих между собой государств и кланов техноварваров. Человечество было готово истребить себя. Но в XXX тысячелетии, в час великой нужды, пришел он — великий воин и гениальный ученый, впоследствии названный Императором. Он вел армию генетически усовершенствованных людей — Громовых воинов, мощь которых позволила в короткий срок сокрушить врагов и вновь объединить Терру. По стечению обстоятельств в это же время утихают и варп-штормы.
Следующим шагом Императора стало подписание мирного соглашения с Марсом, который остался к тому времени единственным оплотом, сохранившим остатки технологий. Заручившись поддержкой техножрецов, спаситель Терры взял курс на воссоединение человечества в галактическом масштабе. Он создал из своего геносемени 20 сверхлюдей — примархов. Каждый из них должен был стать во главе собственного легиона Астартес — генно-модифицированных воинов-космодесантников. Однако боги Хаоса решили помешать человечеству, похитили младенцев и разбросали их по 20 разным мирам в надежде, что они погибнут. Но дети выжили.
Начался Великий Крестовый поход, который помимо объединения человечества приобрел еще одну цель — поиск примархов. Однако и воссоединение Императора с сыновьями не принесло человечеству желанного успокоения. Его первый и любимый ребенок, Хорус Луперкаль, по наущению Хаоса организовал заговор против отца. В результате Ереси Хоруса легионы Астартес раскололись на 2 враждующих лагеря. Часть примархов погибла в междоусобных сражениях, а часть бесследно исчезла после. Сам Хорус был сражен Императором при штурме Терры, но владыка людей при этом получил смертельные ранения и был погружен в стазис-поле Золотого Трона, поддерживающее его жизнедеятельность.
Начинается война с силами Хаоса, которая быстро сводит на нет все достижения Императора. Лишенное руководства человечество вынуждено создавать обширный и раздутый госаппарат, который правит его именем. Расцветает культ Бога-Императора, ставший в Империуме официальным. А на раздираемое внутренним конфликтом человечество уже надвигается угроза внешнего вторжения со стороны чужих. Начинается тотальная непрекращающаяся война