Отзывы о работодателях – популярная штука. Мы же хотим знать, отправляя резюме, что нас ждет в компании N или M? Встретит ли нас там дружелюбно настроенный эйчар или злая мегера, оценят ли наш опыт или скривят губы в пренебрежительной ухмылке, выплатят ли зарплату после испытательного срока или зажмут деньги, сославшись на наше «несоответствие требованиям», станет ли коллектив твой опорой, или коллеги с первого дня начнут дружить против тебя?
Нам интересно, и мы идем читать отзывы: тех, кто как минимум побывал на собеседовании в компании или успел там поработать.
Найти отзывы – не проблема вообще. Вопрос – как взять из них самое полезное, а информацию, от которой случится несварение мозга, в расчет не принимать, или принимать, но осторожно.
«Приятные» особенности отзывов
Плохое помнится дольше
Эту особенность субъективной оценки компании красноречиво иллюстрируют названия некоторых сайтов: antijob.net, nahjob.top. Негатив чувствуете, да? Об этом и речь. Чаще всего пишут отзывы отрицательные. Это нормально: люди в принципе плохое помнят дольше и глубже, и критикуют охотнее, чем хвалят.
Достоверность трудно проверить
Ребята, это же интернет! Тут нет имен, одни никнеймы. А за ником так легко спрятаться (так спрятаться, что реального автора сообщения не найдет даже ФБР). А, если автор неизвестен, то и за свои слова он не отвечает. Зато читатель отвечает за свою оценку прочитанного: верить или проверить.
Субъективность неизбежна
Автор отзыва пишет текст не для того, чтобы кто-то использовал это для своих целей. Автор рассказывает свою историю. Изливает то, что накопилось. Иногда даже мстит: за недоплаченные деньги, недоданные возможности, невысказанные похвалы. Комментарий сам по себе вряд ли стоит воспринимать как комплексную оценку действительности. Отзыв – это взгляд одного человека. Сто отзывов – уже лучше, но это все равно сто отзывов разных людей, каждый из которых рассказал свою историю.
Как читать отзывы
Отзыв, к которому стоит присмотреться, содержит:
- Имя (мы не можем проверить, настоящее оно или нет, но само по себе его наличие – хороший признак; человек себя идентифицировал, не написал «аноним» или «cool guy», значит, долю ответственности за свои слова готов нести).
- Описание конкретной ситуации. «Я пришел на собеседование в магазин на ул. Садовой, а на меня там смотрят, как на дурака, и говорят, а у нас вакансий нет». «Мне недоплатили зарплату за два месяца. Директор Иванов В.Н. лично мне сказал, что план я не выполнил, хотя это неправда». «Два года, с 2018 по 2020, я проработала в ресторане на пл. Восстания, под руководством Марьиной Марьи Ивановны, и ушла, только когда переехала в другой город, иначе не ушла бы». Если в отзыве есть конкретика – упоминается локация, имена, конкретный промежуток времени - более вероятно, что он правдивый.
Отзыв, к которому стоит присмотреться, НЕ содержит:
- Только общих фраз: «Ужасная компания, отвратительные условия, сплошной обман». «Отличный коллектив, зарплата вовремя, всю жизнь о такой работе мечтал». Такой отзыв вполне может быть достоверным, но для соискателя он все равно малоинформативен: в нем же нет ничего конкретного!
- Призывов к действию. «Не ходите туда никогда!», «Обходите этих мошенников десятой дорогой!», «Бегите на собеседование, если пригласят, в ту же минуту, а то упустите шанс всей своей жизни!». Мы – люди взрослые. Прочитали, разобрались, сами сделали выводы. Хорошо, если автор текста это понимает и не призывает. Если призывает – его вины в этом, разумеется нет; человек высказал, что хотел, но… Собственные заключения имеет смысл строить на массиве своими руками собранной и переваренной информации.
- Остро негативные или позитивные эмоции. Отзыв, написанный на накале страстей, цепляет сильнее, глубже впечатывается в память, но не факт, что именно этот, эмоциональный, отзыв – самый достоверный и полезный. Вот потому он и требует осторожной оценки.
Примеры предельно кратких - и неиформативных отзывов о работодателях (источник – отзывы о компаниях на Trud.com):
А еще отзывы бывают частью PR-стратегии
Одни компании пишут плохие отзывы на другие компании, чтобы лучших кандидатов привлечь к себе.
Некоторые компании просят своих сотрудников активно писать положительные отзывы, чтобы создать хороший имидж работодателя. А есть и такие, кто и вовсе нанимает специальных людей, которые пишут хорошие отзывы за деньги. О как.
Так читать или не читать?
Ага, если мы сейчас напишем – не читать – никто читать не будет? Будете.
И правильно.
Вопрос – на чем основывать выводы.
Идеальная оценка – комплексная. Соберите информацию из разных источников и сопоставьте.
Спросите, не работает ли кто-то из знакомых в организации, которая вас интересует. Оценивая мнение знакомого, учтите, что в одной и той же компании два разных подразделения могут отличаться, как две страны с разной культурой, например, Зимбабве и Швейцария. Работал ли ваш знакомый в офисе с видом на Калахари или горные кряжи – вы-то не знаете. И его глазами увидите только часть картины.
Пообщайтесь с компанией сами. Сходите в офис. Ой, забыли... Ходить сейчас некуда, все работают онлайн… Позвоните. По телефону, указанному на сайте. Послушайте, как с вами будут разговаривать. Манера, с которой секретарь ответит на звонок – часть корпоративной культуры. Вот и познакомьтесь с ней, культурой, хотя бы поверхностно.
Пригласили на собеседование – задавайте вопросы. Что, как, когда, при каких условиях, на что я могу рассчитывать, если… Спросите, выслушайте ответы, составьте мнение.
Лучшего источника информации, чем собственные наблюдения, еще не придумали.