Найти в Дзене
Я в «Пятёрочке»

Бесконтактный HR: какие изменения в «Пятёрочке» помогли повысить лояльность и снизить текучесть работников

Директор по управлению персоналом и организационному развитию торговой сети «Пятёрочка» Лариса Бодягина подробно рассказала, благодаря каким инструментам компании удалось повысить лояльность, снизить текучесть кадров сотрудников и произвести изменения в корпоративной культуре.

Из-за пандемии коронавирусной инфекции более 10 000 офисных сотрудников компании работают дистанционно — сейчас этот процесс уже налажен и не вызывает сложностей. При этом в начале было достаточно не просто создать в короткие сроки условия для качественной работы каждого сотрудника — однако «Пятёрочка» была готова к такой перестройке, поскольку ещё 2 года назад более 30% коммуникаций в компании были переведены в режим онлайн.

Для ритейла сотрудники, которые работают в зале магазина — основная ценность, поэтому на протяжении последних 2 лет компания занималась снижением текучести персонала. Если в 2018 году её уровень составлял 80%, то сейчас — не больше 36%. В условиях постоянства коллектива растёт лояльность каждого сотрудника, и именно эта лояльность позволила нам достаточно спокойно пройти «рифы» пандемии.

Во время первой волны пандемии тревожность людей была очень сильной, и мы столкнулись со сложностями в процессе найма новых сотрудников. Многие соискатели боялись приезжать на собеседования и хотели до минимума снизить количество личных контактов. В этом контексте нас выручила автоматизированная система подбора персонала — её «Пятёрочка» начала тестировать еще до начала пандемии.

В итоге этот инструмент позволил практически бесконтактно нанимать новых сотрудников и сократил время онбординга. С момента подачи заявки до выхода на работу теперь проходит всего 4 дня. За 8 месяцев работы этой системы было проведено более 84 000 наймов, при этом более половины сотрудников теперь мы нанимаем в день обращения.

Также в 2020 году стандарты безопасности персонала вышли практически на первое место. Новым инструментом для защиты здоровья сотрудников стало активное использование возможностей телемедицины. Вопросы, которые можно задать без очного визита в медучреждение, сотрудники решают с помощью удалённых консультаций с врачами. Кроме того, директора магазинов могут воспользоваться бесплатной консультацией психолога, которая входит в ДМС.

В 2020 году мы автоматизировали систему выплат заработной платы — благодаря этому сотрудником теперь проще прогнозировать, какое вознаграждение они получат по итогам месяца. Бо́льшую часть зарплаты теперь составляет фиксированная часть и небольшая премиальная. Простота подсчётов и стабильность выплат стали также важным элементом лояльности сотрудников.

Достаточно важную роль во время пандемии сыграла и наша корпоративная культура, которая формировалась в последние годы. Многие люди, которые оказались в изоляции, испытывали недостаток живого общения с коллегами. Поэтому мы перевели наши спортивные и профессиональные мероприятия в онлайн. Например, традиционный спортивный праздник «Турбостарты» в режиме онлайн стал даже более заметным, чем в прошедшие годы, а в благотворительном марафоне, который мы проводили с фондом Алексея Немова, приняли участие более 23 000 человек.

Наши инициативы были отмечены и профессиональным сообществом. За 2 прошедших года мы получили 24 престижные награды российских и международных премий. в самых разных областях: цифровые процессы HR, корпоративная культура, мотивация, коммуникации, удобство HR-сервисов, внешнее позиционирование HR-бренда.