Найти тему
Позитивный психолог

Вот как реакция родителей на успеваемость в школе влияет на благополучие их детей.

Что вы будете делать, если ваш ребенок приходит домой с более низкими результатами, чем вы ожидали? Вы хвалите их усилия и сосредотачиваетесь на том, что они сделали правильно? Или вы сосредоточиваетесь на ответах, которые они ошиблись, надеясь, что это поможет им добиться большего успеха в будущем?

Исследования показывают, что первая, «ориентированная на успех» реакция чаще встречается в США, чем в Китае, где родители чаще выбирают «ориентированную на неудачу» реакцию. Недавние исследования, проведенные в обеих странах , показали, что ориентированные на успех ответы, как правило, способствуют психологическому благополучию, но не обязательно успеху в учебе, тогда как ориентированные на неудачу ответы могут способствовать академической успеваемости, но с ущербом для благополучия ребенка.

Цзюнь Вэй из Университета Цинхуа, Китай, и его коллеги задались вопросом, что может приводить к этим наблюдаемым отношениям: заставляют ли дети формировать разные представления о том, чего хотят от них их родители, - и это оказывает противоположное влияние на благополучие? В новой статье , опубликованной в журнале « Психология развития» , команда сообщает несколько интересных ответов на эти вопросы.

Исследователи изучили 447 американских детей из трех школ в США и 439 детей из школы на юге Китая. Дети учились в одном классе школы, и в начале исследования им было в среднем 13 лет. Они выполнили серию начальных опросов, а затем еще одну серию через год.

В одном из начальных опросов детей попросили представить, что они сдали очень хорошо, а затем очень плохо на школьном тесте, и указать, в какой степени, по их мнению, родители будут подчеркивать успешные аспекты их успеваемости или отрицательные стороны. (например, «Мои родители говорили бы о том, почему я не получил еще более высокий балл», если бы они поступили хорошо, или «Мои родители говорили бы о том, что я не усердно работал», если бы они справились плохо).

Наряду с опросами об общем самочувствии и симптомах тревоги и депрессии дети также ответили на вопросы о своем восприятии целей своих родителей в отношении них. Ответы на такие утверждения, как «Насколько важно для родителей, что вы верите в свои способности?» использовались для проверки родительских целей, касающихся самооценки, в то время как такие утверждения, как «Насколько важно для ваших родителей, чтобы вы всегда пытались преодолеть свои слабости?» исследовали, в какой степени дети думают, что их родители ставят перед ними цели «самосовершенствования».

Команда обнаружила, что в обеих странах дети, которые чувствовали, что их родители были более ориентированы на успех в своих ответах, с большей вероятностью чувствовали, что их родители ставили перед ними цели, связанные с самооценкой, и статистически говоря, это во многом объясняло более высокий уровень общего благополучия в этой группе годом позже. Только в США более сильное представление о том, что родители преследуют цели самоуважения, также было связано с меньшим количеством симптомов тревоги и депрессии через год. Почему этого не было видно и у детей в Китае? Возможно, это связано с тем, что дети в Китае подвержены большему академическому стрессу из-за формата школьной системы экзаменов, как предполагает команда, и влияние этого на симптомы тревоги и депрессии подавляет любые вариации, касающиеся стиля реакции родителей.

Как в США, так и в Китае, команда также обнаружила, что чем больше родители использовали реакции, ориентированные на неудачу, тем больше дети чувствовали, что их родители ставили перед ними цели самосовершенствования, - и только в Китае, тем больше они чувствовали, что их родители обеспокоены. об их самооценке тоже. Это может быть связано с тем, что «китайские родители выражают свою веру в потенциал своих детей, убеждая их стремиться к лучшему», пишут исследователи.

Однако ответы родителей, ориентированные на неудачу, также были связаны с ухудшением самочувствия американских детей и более высоким уровнем тревожности и симптомов депрессии у детей из обеих стран. «Может случиться так, что когда родители подчеркивают негативные аспекты успеваемости своих детей, подростки чувствуют себя некомпетентными, независимо от того, считают ли они, что их родители хотят, чтобы они постоянно стремились к самосовершенствованию», - пишут исследователи. «Сдержанная потребность в компетентности может ослабить психологическое функционирование подростков».

Команда добилась успеха только в нескольких аспектах родительско-дочерних отношений, что, конечно, сложно. Для родителей во всем мире, безусловно, было бы интересно узнать, можно ли добиться положительных академических эффектов стиля реагирования, ориентированного на неудачи, без ущерба для благополучия - может ли акцент на похвале за успехи с чертой наблюдения за любыми неудачными усилиями работать лучше , возможно? Я знаю, что как родитель я к этому стремлюсь. Но только будущие исследования покажут, действительно ли это хорошая стратегия для моих детей.

Позитивный психолог