Найти тему

О немногом. О главном. О школе

Плевать против ветра — непродуктивно, более того — вредно. Воевать с прогрессом бессмысленно. Запреты бесполезны: до сей поры жива авторучка, против которой яростно выступали учителя 1940—50-х годов, доказывая, что она испортит почерк. Испортила. Пишут современные дети ужасающе, как курица лапой. Потому что школа в этом направлении не сделала главное и единственно необходимое: не разработала методику чистописания авторучкой, учит и доселе по допотопным прописям, только без «жирных» и «волосяных», весьма важных для разработки мелкой моторики.

Для сравнения: вверху — почерк школьника 1950-х гг, внизу — почерк современного школьника
Для сравнения: вверху — почерк школьника 1950-х гг, внизу — почерк современного школьника

Цивилизация человечества — хотим ли мы этого или не хотим — уже перешла на новый этап. Бороться с этим непродуктивно. Запрещать планшеты со смартфонами, жестко ограничивать время работы с ними бесполезно. Так же, как вычищать из них игры. Стоит вспомнить о том, как оно выходило из подобных кризисов в прежние времена.

Сколь ни странным это может показаться на первый взгляд, предшествующий период нашей цивилизации в целом может быть обозначен — безоценочно! - как гуманистический — гомоцентрический. Даже в самых крайних своих проявлениях: немецкий фашизм был бесчеловечной формой борьбы за место «сверхчеловека».

Гомоцентризм пришел после теоцентризма — не без катаклизмов!- и веками сосуществовал с ним. Сосуществовал по-разному, но при этом осознанно и неосознанно сохраняя то лучшее, что выработала Вера в Суд Божий, — основные постулаты нравственности. После пароксизмов богоборчества 1920-х годов большевики в конце концов, разрабатывая моральный кодекс строителя коммунизма, обратились к библейским заповедям.

В свою очередь теоцентризм пришел после пантеизма — всеодухотворения сущего. В какой кровавой борьбе — известно. Но на все последующие времена одарил человечество не проходящей любовью к природе, счастьем хотя бы изредка ощущать свое единение с выстроенным по законам гармонии миром одушевленной и неодушевленной среды своего обитания.

Ничто не вечно в этом мире. Все проходит. Пройдет и сегодняшняя наша растерянность и опасения будущего в компании с искусственным интеллектом и глобальной цифровизацией. Важно вспомнить о том, что в каждой фазе своего бытия человечество опасалось нового, боролось со старым и все-таки выделяло и использовало лучшее из предшествующего.

И именно эти задачи стоят перед нами сегодня.

-2

Мы должны и обязаны, не впадая в кликушество и оторопь:

А) найти - определить и использовать лучшее в том, что принесла техногенная цивилизация и информационная революция;

Б) купировать отрицательные – кислотные факторы глобальных процессов;

В) сохранить лучшее из того, что оставили прошлые времена.

Конечно, это лишь общие принципиальные установки, но они есть отправная точка размышлений и о том, какой должна быть новая школа. Потому что обо всем сказать невозможно, а учесть сказанное даже при постановке достаточно узкой и прагматической цели отнюдь не бесполезно.

О немногом. О главном. О школе.

На мой взгляд, в первую очередь мы должны озаботиться решением трёх задач:

А) вернуть школе любимого учителя;

Б) принять самые решительные меры для нейтрализации внешней всеразъедающей кислотной среды, которая сводит на-нет все усилия семьи и школы в воспитании ребенка-подростка-юноши;

В) создать такой учебный процесс в вузе и школе, в котором будет грамотно и умело использован инструментарий, разработанный техногенной цивилизацией после информационной революции, чтобы научить его самого не просто им пользоваться, но и соблюдать при этом технику безопасности.

Яковлева Нонна Александровна,

проф., д-р искусствознания,

член СХ России

Статьи по теме:

1) Ни семья, ни школа не в силах воспитать психологически здоровую и гармонично развитую личность в сложившейся обстановке растлевающего влияния внешней среды.

2) В этой школе не было проблем патриотического воспитания, не было подростковой жестокости, не было культа денег...

3) Школа сегодня — наш передний край

4) 107-я гимназия Выборгского района города Санкт-Петербурга