Найти тему
Олег Зибров

Признаки обретения/утраты общественного сознания работниками умственного труда - интеллигенцией.

Как-то хитро сложилось, что обретение общественного сознания – воспитание нового человека свелось к одному моменту - к борьбе промышленных рабочих за уменьшение продолжительности рабочего времени выполнения физической работы и увеличения времени отдыха для интеллектуального развития. При этом, последнее – интеллектуальное развитие, со временем выродилось, сделавшись равным обретению общественного сознания, подменив цель - развития рабочих на получение высшего образования. Так интеллигенция, превознеся сама себя до небес, опустила физический труд до удела неудачников.

Вместе с тем, эта ошибка на практике показала, что интеллектуальное развитие не равно обретению общественного сознания. Она показала, насколько важно «непонимание самой интеллектуальной частью общества» разности обретения общественного сознания промышленным рабочим и интеллигентом. Если, промышленному рабочему нужно лишь осознать (акт интеллекта) то, что он реализует в своей повседневной рабочей деятельности неосознанно, то для интеллигента наоборот совершить поступок (акт воли). Поскольку, достигнув действительного общественного сознания, интеллигент должен честно признаться самому себе, что:

-достигнув профессионализма в своей сфере, он не может постоянно творить, что предоставляемое ему обществом на размышление свободное время, есть пустое потакание его лени, что физический труд вполне может совмещаться с размышлением над имеющимися идеями.

-свободное время у рабочего, как на свое развитие, так и на реализацию идей – изобретений интеллигента не возьмётся из неоткуда. Его появление напрямую зависит от того, решится интеллигент разделить с рабочим его физический труд или нет.

-поднять интеллектуально рабочего можно, только непосредственно работая с ним плечом к плечу, непосредственно живя его жизнью, помогая, а не участвуя за него в осуществление власти.

И только после его возвращения к физическому труду в качестве постоянной основной деятельности с добровольным ограничением самим себя от занятия должностей, отдав творческой деятельности место отдыха, можно будет считать, что интеллигент действительно обрел общественное сознания. И наоборот, отступая, от всего перечисленного выше, является признаком утраты им общественного сознания.

Поскольку, процесс обретения общественного сознания интеллигентом является внутренним движением воли, то его обретение не может быть принудительным. Совершение поступка должно быть делом добровольным, без внешнего принуждения или подталкивания. Иначе поступок теряет свою ценность.

Цель в данном случае служит общим ориентиром. При этом, цель уменьшение продолжительности рабочего времени выполнения физической работы и увеличения времени отдыха рабочих, должна быть дополнена противоположным моментом – увеличения физической работы и уменьшения интеллектуальной у работников интеллектуального труда. Только охватив все моменты и помня ошибки прошлого, цель приведет, к действительному развитию общественного сознания всего общества.

Определение сознания через поступок не является чем-то новым. Одним из наиболее ранних его упоминаний встречается в:

- Евангелие от Луки. Глава 19, ст. 24-27. «24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.

25. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

26. а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.

27. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.»

- Евангелия от Иоанна. Глава 13 ст.14. «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.»

Мудрость Евангелия дает не только пример правильного поступка и не только говорит о прямых гонениях. Евангелие показывает и путь его перерождения.

- Евангелия Матфея. Глава 23 ст.29-32 «29. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30. и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»;

31. таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32. дополняйте же меру отцов ваших.»

Так, омовение ног, как и в наше время интеллектуальное развитие рабочих, стало памятником пророков.

Это важно помнить и тогда, вернув действительное понимание интеллектуального развития рабочих, возможно и омовение ног, вновь станет источником текущим в жизнь вечную.