Найти в Дзене
История с биографией

Геннадий Невельской - адмирал, открывший остров Сахалин. Почему ему запрещали это сделать?

Географические открытия были невозможны без жилки авантюризма, настойчивости и смелости. Благодаря им, возмутителям спокойствия, ширились границы государства Российского. О нем я впервые прочла в книге из библиотеки моих родителей. На корешке было написано - Николай Задорнов "Война за океан". Книга была о каком-то Невельском. Страница за страницей и чтение меня увлекло. Много позже я узнала, что автором был отец известного Михаила Задорнова. Мне хотелось давно написать статьи про первооткрывателей Дальнего Востока, чтобы и вы смогли проникнуться тем, что никакие лишения и трудности не могли остановить исследователей и первооткрывателей дальневосточных земель для удовлетворения своих амбиций и во славу России. Главная заслуга Невельского - это даже не выдающиеся географические открытия, а присоединение к России огромной территории Нижнего Приамурья, Уссурийского края и Сахалина. Амур был открыт В.Д. Поярковым в 1644 году. А в XIX веке было решено использовать реку Амур для отправки

Географические открытия были невозможны без жилки авантюризма, настойчивости и смелости. Благодаря им, возмутителям спокойствия, ширились границы государства Российского.

О нем я впервые прочла в книге из библиотеки моих родителей. На корешке было написано - Николай Задорнов "Война за океан". Книга была о каком-то Невельском. Страница за страницей и чтение меня увлекло. Много позже я узнала, что автором был отец известного Михаила Задорнова. Мне хотелось давно написать статьи про первооткрывателей Дальнего Востока, чтобы и вы смогли проникнуться тем, что никакие лишения и трудности не могли остановить исследователей и первооткрывателей дальневосточных земель для удовлетворения своих амбиций и во славу России.

Главная заслуга Невельского - это даже не выдающиеся географические открытия, а присоединение к России огромной территории Нижнего Приамурья, Уссурийского края и Сахалина.

Адмирал Г,И. Невельской
Адмирал Г,И. Невельской

Амур был открыт В.Д. Поярковым в 1644 году. А в XIX веке было решено использовать реку Амур для отправки по ней грузов из Сибири на Дальний Восток. Но фарватер в устье Амура никак не удавалось открыть.

В первой половине XIX века существовало ошибочное убеждение, что устье Амура недоступно для крупных морских судов и в него могут входить только лодки. Откуда возникло такое заблуждение? Из доклада председателя Главного правления Российско-Американской торговой компании барона Фердинанда Петровича Врангеля министру иностранных дел графу Карлу Васильевичу Нессельроде:

«При осмотре судном Российско-американской компании северной части лимана и устья реки Амур, оно оказалось доступным только для мелкосидящих шлюпок».

На основе этого доклада граф сообщал в «собственные руки» Государю Императору, что глубина устья

«от 1 ½ до 3 ½ футов и Сахалин полуостров, почему река Амур не имеет для России никакого значения».

Введенный в заблуждение Николай I собственноручно поставил на докладе резолюцию:

«Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить».

Случайно или с умыслом появилось это заблуждение, запущенное американскими партнерами по торговой компании, чтобы не допустить российское государство в крайние восточные земли, сейчас невозможно выяснить.

Многие путешественники и исследователи такие как Лаперуз и Крузенштерн предпринимали попытки поисков устья Амура. И только капитан-лейтенант Геннадий Невельской, который командовал небольшим парусным судном под названием «Байкал», смог решить эту задачу.

В семье моряка в поселке Дракино Костромской губернии 23 ноября 1813 года родился мальчик. Родители нарекли его Геннадием. Выбор профессии был определен с самого начала. Юноша поступил в морской кадетский корпус, затем прошел обучение в офицерских классах, после чего началась его морская служба. За 10 лет службы под командованием опытных офицеров он ходил в дальние походы, решал ежедневные задачи морского офицера и стал настоящим "морским волком".

Молодого капитана волновали неизвестные земли Дальнего Востока и судьбой ему представился шанс пройти эти места и раскрыть белые пятна на морских картах дальневосточного побережья.

В 1846 году он получил приказ о доставке груза в Петропавловск-Камчатский для Российско-Американской компании. С большим трудом Невельской добивается у начальства разрешения попутно провести исследования этих отдаленных земель.

В этот дальний поход был назначен парусник "Байкал". Для усиления надежности была произведена перестройка корабля. Капитан Невельской вникал во все вопросы, связанные со строительством судна. По его указанию были внесены существенные изменения в планировке помещений парусника, увеличена остойчивость (способность судна возвращаться в состояние равновесия) и усилена наружная обшивка корпуса.

И вот, 10 июля 1848 года, морской транспорт «Байкал» был спущен на воду. Это морское судно обладало прекрасными мореходными качествами. И 21 августа 1848 года трехмачтовый парусник «Байкал» вышел из Кронштадта и взял курс на Копенгаген. Экспедиция началась.

Транспорт "Байкал"
Транспорт "Байкал"

Было ощущение, что сама природа противилась этому походу. На судно обрушивались шторм за штормом, но парусник выдержал все испытания и прибыл в порт назначения. В Копенгагене оставались недолго и вскоре был взят курс на Портсмут, далее шел долгий маршрут через Атлантику. Погода была устойчивой и судно благополучно пересекло экватор 30 октября, а 15 ноября "Байкал" прибыл в Рио-де-Жанейро. Судно было тщательно осмотрено, корпус, паруса, запасы еды и воды. И снова в море 1 декабря. Снова штормило, непогода властвовала над кораблем. "Байкал" обогнул мыс Горн и наступило затишье. В Гонолулу прибыли 31 марта 1849 года, где пополнили запасы воды и продовольствия. Впереди ждал Тихий океан.

Снова шторма, а к ним туманы и дожди, но "Байкал" с честью выдержал все испытания и достиг Петропавловска-Камчатского. Весь переход занял 8 месяцев и 23 дня. Сдав груз, капитан Невельской взял курс на Сахалин. У него было 3 месяца, чтобы провести изыскания. 12 июня парусник достиг восточного побережья Сахалина. Учитывая опыт предыдущих путешественников, Невельской с командой обследовали линию побережья на шлюпах. Целью поиска был пролив между материком и Сахалином.

И да, правильно выбранная тактика принесла результаты. Было установлено, что Сахалин - это остров. Было обследовано устье Амура и 1 августа 1850 года Г.И. Невельской поднял военный флаг в том месте, где сейчас находится Николаевск-на-Амуре. На самоуправство Невельского жестко отреагировал глава Особого Комитета граф Нессельроде. Он потребовал наказать капитана за дерзость и упразднить поселение. Но вмешался император, заявивший: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен». По мнению Николая I Геннадий Иванович поступил правильно.

Юго-западное побережье острова Сахалин
Юго-западное побережье острова Сахалин

Поздней осенью 1856 года Геннадий Иванович Невельской поспешил в Петербург. Но в Санкт-Петербурге многие не желали масштабных исследований Дальнего Востока да и не любили прямолинейного морского офицера.

Был пущен слух, который оброс чудовищными измышлениями. И когда к исходу октября Невельской прибыл в Петербург, там во всех ведомствах только и говорили о лживых донесениях бывшего начальника Амурской экспедиции.

В один из последних дней октября Невельской представлялся новому российскому монарху — Александру II. Монарх старался быть солидным и суровым и произносил слова, которые изумили Невельского:

— Россия никогда не забудет ваших заслуг. Тем не менее, ваша река Амур мелка и не годится для плавания. Суда наши — фрегат «Аврора», корвет «Оливуца», а также транспорт «Двина», как мне докладывали, не могут выйти из реки вследствие мелководья Амура.

Геннадий Иванович все сильнее ощущал, что это не случайная ошибка, его намеренно оклеветали и свели на нет все его усилия и старания. Его противники, жаждали с ним расправы еще в 1849—50 гг. Невельской всегда говорил только правду. Не имели значения ни звания, ни ранг собеседника.

— Ваше величество, — прямо и твердо ответил он императору,— слух этот ошибочен: река Амур судоходна, плавание по ней возможно. Коль скоро суда наши благополучно вошли в Амур, нет основания полагать, что обратный путь невозможен. Вероятно, весьма скоро последует официальное донесение…

Аудиенция была окончена. Александр был раздражен такой независимостью и прямотой суждений. В начале декабря в Санкт-Петербург прибыл специальный курьер с донесением, что вся наша эскадра благополучно вышла из Амура в Татарский пролив. Невельской в почтительном послании поздравил с этим событием «высокое» морское начальство и выразил надежду, что его имя будет оправдано а донесения бывшего начальника Амурской экспедиции будут тщательно изучены.

Врагов у Невельского оказалось на удивление много - среди них всесильные министры, влиятельные члены Особого комитета и руководители Российско-Американской компании. Все они находили удовлетворение своему ущемленному самолюбию в травле Невельского. А правительство не хотело брать его под защиту — не нравилась его прямолинейность. Ведь Геннадий Иванович меньше всего заботился о соблюдении «дипломатических тонкостей», когда речь шла о государственных интересах, о благе Родины. Невельской покинул Петербург. В деревенской тиши Геннадий Иванович принялся за обработку огромных материалов Амурской экспедиции. В результате появилась книга «Подвиги русских морских офицеров на Крайнем Востоке России». Это был ответ всем злопыхателям, которые пытались очернить его и его сотрудников. Но вышла она из печати уже после смерти Г.И. Невельского.

Тем временем царским указом была учреждена Приморская область Восточной Сибири. В ее состав вошли прежняя Камчатская область, а также Удский и Приамурский края. Столицей вновь образованной области был определен Николаевский пост, основанный в свое время Невельским и теперь переименованный в город Николаевск-на-Амуре.

Остров Сахалин
Остров Сахалин

С начала 1857 г. началось быстрое заселение всего Приамурья. А весной, лишь только очистился ото льда Амурский лиман, в Николаевск, вопреки всем слухам о мелководности, пришли один за другим большие морские корабли, салютуя своими флагами новому российскому порту на Тихом океане. В обе стороны по широкому Амуру поплыли караваны судов с различными грузами. Амур со всем своим бассейном стал работать на пользу России.

Весной 1858 г. в Айгуне был подписан Айгунский трактат: «Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья реки Амура, да будет владением Российского государства…» Амур был признан российским.

Маршрут Адмирала Г.И. Невельского
Маршрут Адмирала Г.И. Невельского

В ноябре того же года Александр II наконец-то вспомнил о «дерзком» контр-адмирале и, по случаю торжественного события, наградил Невельского очередным орденом и «пенсионом» в 2000 рублей.

Такую же награду получил генерал Политковский, председатель Российско-Американской компании, по вине которого голодала Амурская экспедиция в 1852 г. Адмирал русского флота Сиденснер, в ранней молодости лично знавший Геннадия Ивановича, писал: «В настоящее время трудно установить, кто был этот Политковский и в чем заключались его заслуги перед отечеством, за которые он удостоился равной с Невельским награды; по сохранившимся преданиям, это можно объяснить разве только тем, что в те времена на службе Российско-Американской компании чужие были редки».

Геннадия Ивановича произвели в полные адмиралы, но больше никогда адмирал Невельской не командовал судном, его уделом был - тихий кабинет. Его назначили членом Ученого отделения Морского технического комитета Но «Пусть нюхает табак», — цинично выразился тогдашний военный министр Краббе, подписывая назначение.

20 апреля (2 мая) 1876 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось маленькое извещение, окаймленное черной рамкой:

«Екатерина Ивановна Невельская с детьми с душевным прискорбием извещает родных и знакомых о кончине супруга своего, адмирала Геннадия Ивановича Невельского, последовавшей после продолжительной и тяжкой болезни 17 сего апреля, в 10 часов вечера».

Памятник Г.И. Невельскому
Памятник Г.И. Невельскому

Память о смелом мореплавателе и адмирале Невельском Г. И. увековечена во многих городах Дальнего Востока. Имя его начертано на борту рыболовного траулера «Адмирал Невельской», который приписан к порту Невельск в память о знаменитом первооткрывателе. Невельскому посвящен художественный кинофильм «Залив счастья» (Свердловская киностудия, 1988).

Сейчас модно говорить "выйти из зоны комфорта". А #путешествия в дальние земли, совершенные мореплавателями, первопроходцами - это как раз то самое - "выход из зоны комфорта". Они не боялись и упрямо шли к своей цели.

Уважаемые читатели моего канала, напишите, понравилась ли вам статья? О каких героях истории хотелось бы узнать больше? Мне важна обратная связь, чтобы канал был живым и интересным. Заранее спасибо.

И статьи по теме:

Андрей Боголюбский - первый деспот самодержец

Менделеев, его таблица и женщины

У Цзэтянь, кто она — властный диктатор или создатель благополучного государства?