Найти в Дзене
Мотор это движение

Т-80 первый Советский танк с газотурбинным двигателем

Моё первое знакомство с этой машиной состоялось в 1990 году, на полигоне в Германской Демократической Республике (ГДР), где я проходил срочную военную службу в составе Западной Группы Войск. Увидев как эта 42х тонная махина пронеслась мимо меня буквально перелетая неровности на трассе, я просто обомлел. Земля дрожала под ногами, а свист турбины разрезал воздух. Тогда я увидел мощь ГТД-1000. Газотурбинного 1000 сильного двигателя.

file:///C:/Users/User/Downloads/scale_1200%20(2).webp
file:///C:/Users/User/Downloads/scale_1200%20(2).webp

Немного истории. В 50х годах двадцатого века в авиации, газотурбинные двигатели стали стремительно вытеснять поршневые. И конструкторы танков стали задумываться о применении подобных силовых агрегатов. В Ленинградском КБ под руководством Николая Попова в середине 50х приступили к созданию нового, революционного танка. Но проект был заморожен. Лишь спустя десятилетие на свет появился Т-64А и министерство обороны приняло решение о создании танка с другими двигателями. Тогда и вспомнили о разработке Ленинградского КБ, которому было поручено создание танка с газотурбинной силовой установкой. Наработки по вертолетным двигателям применили для создания нового двигателя танка. В 1969 году испытания новой машины, получившей название “объект 219”, показали ряд недостатков. Ходовая не справлялась с нагрузкой. Новый двигатель почти на треть был мощнее своих дизельных собратьев. Усилили ходовую, танк получил обрезиненную беговую дорожку и устремился на полигон. Там конструкторов ждало ещё одно разочарование. Песок и пыль безжалостно уничтожали двигатель изнутри. Усовершенствовали систему воздухоочистки, разработали систему вибро пневмо очистки лопаток турбин. Так путем проб и ошибок на свет появился красавец Т-80.

file:///C:/Users/User/Downloads/scale_1200.webp
file:///C:/Users/User/Downloads/scale_1200.webp

Обычно говоря об этом танке, часто употрубляют слово "самый".

  • Самый мягкий ход. Уникальная малошумная подвеска позволяет совершать головокружительные прыжки. На выставке в Абу-Даби совершив свой двенадцатиметровый прыжок, Т-80 получил прозвище “летающий танк”. Экипаж “Абрамса” отказался повторить подобное.
  • Самый быстроходный. Зафиксированный в Греции максимум скорости 80 км.ч.
  • Самый быстрый зимний запуск двигателя (норматив 52 сек). Дело в том, что газотурбинному двигателю прогрев не требуется и за время прогрева дизельных конкурентов, Т-80 может уйти вперед на 15-20 км.

Именно это качество является основным для применения танка в арктических условиях. Ведь в современных реалиях, охране северных рубежей нашей Родины оказывается большое внимание.

И о грустном. Самый дорогостоящий и самый “прожорливый” с большим расходом топлива танк. Именно эти факторы влияют на немногочисленность Т-80.

Есть и дизельный аналог, Т-80УД, но по моему мнению, это конечно не то.

Свой рассказ я повествовал с точки зрения механика- водителя. Конечно же наводчикам и командирам танка будет что добавить к моему, далеко не полному рассказу об этой уникальной машине, “летающем танке” Т-80.