Найти тему

Что такое информационная психология?

Неблагодарное дело писать, во время Всемирного информационного потопа. Уже многие, великолепные бестселлеры, поглотила информационная пучина, а на её поверхности «плавает» разнообразное мутное «чтиво».

Аллегория Всемирного информационного потопа. Взято из открытых источников.
Аллегория Всемирного информационного потопа. Взято из открытых источников.

Интернет льёт нарастающий, яркий и великолепный поток информации, захватывая, через мотивационный интерес Мир человека создавая ему взамен квазиреальность. Мы живем в мире глобальных когнитивных искажений. А как, из рога изобилия на нас извергаются технические новинки, побуждая непреодолимые желания приобретения и постоянного обновления. Этот процесс и принято называть инновацией. При этом объем информации продолжает в геометрической прогрессии. Уже заговорили, в свете глобальной роботизации, о несовершенстве самого человека. И как, в этих условиях, подготовить квалифицированного специалиста? Притом, что современный человек уже не хочет копаться в чьих - то цитатах, выискивая сконструированные, на них, какие - то модели, системы, идеи. Современному человеку нужны Образ и Динамика.

Мы попытаемся, учитывая психологические особенности современного человека, и короткий миг новизны (пока нашу идею не поглотит информационная бездна) донести, до сознания, что влияние информации (не смотря на ее внешнюю хаотичность и глобальный объем) на жизнь современного человека и общество имеет определенные закономерности, а, следовательно, и психологические механизмы для её управления.

В качестве основы нами взяты Образ и Метафора. И это позволит нам, затронув многие актуальные проблемы, не утонуть в научных и околонаучных дискуссиях и донести Современнику идею о возможностях, заложенных в Информационной психологии. Как научиться «вытаскивать» знания из информации. Как не попасть в интернет-зависимость. Как «спроектировать» собственную траекторию развития и стать востребованным в этом непростом мире и многое другое. Для этого мы отходим от принятых традиций написания подобных опусов, которые обычно пишут в определенных, строгих канонах и исходя из понимания, что время не стоит на месте и новые условия диктуют свои новые жесткие правила. Мы сознательно не ограничиваемся строго рамками предмета, а берем широкую палитру влияния информации на человека и социум. Здесь мы исходим из понимания о необходимости обозначить размытые сегодня границы между нормой и патологией, между добром и злом, т.е. по- иному взглянуть, на информацию, витающую вокруг нас.

Ведь чаще мы имеем дело с квазиреальной, т.е. искаженной, утрированной информацией. Актуальным стал вопрос - Адекватности отражения действительности не только отдельным индивидом, но и общества в целом?

Чтобы понять, как обычной информации удалось превратиться в серьезный вызов человечеству, мы, для начала, представим всю историю информатики в виде определенного водного потока. Это не ново. Информацию часто сравнивают именно с источником. При зарождении цивилизации (в эпоху лиманного земледелия) Источник информации представлял собой тоненький ручеек в огромной пустыне. И эта тоненькая струйка в любой момент могла прерваться и прерывалась, но возникала вновь и вновь. И Источник не исчез благодаря, в первую очередь, «заботам» избранной касты жрецов, бдительно охранявших его от посторонних (непосвященных). И благодаря именно этой роли жрецов они долгое время главенствовали над обществом. Потому что они были обладателями, монополистами информации! Но время неумолимо двигалось вперед, и мы видим, что поток постепенно расширялся и уже к Средневековью - большая и полноводная река с многочисленными притоками, заповедными (тайными) озерами, плотинами, запрудами (все в той же попытке ограничить доступ для непосвященных). Но в эпоху Ренессанса произошло первое большое наводнение. Жажда знаний, помноженная на возможности, открытые печатной Книгой, превратила реку в бурный поток. Тогда наводнение смело со своего пути всё отжившее и старое и образовалось новое русло, названное «веком Просвещения». И смешно сегодня наблюдать за людьми, которые пытаются наполнить влагой старицу под названием «Инквизиция». Ренессанс породил новый тип человека – «Человек - просвещенный». Он уже не довольствовался птолемеевской Картиной Мира, он был - Искатель и Открыватель. Знания быстро стали воплощаться в технических новшествах, так Просвещение породило Промышленную революцию, которая, в свою очередь, дала толчок «эпохе Индустриализации», поделившей Мир на Метрополии и Колонии (реальные и потенциальные), на Производство и Рынки сбыта или Сырьевые придатки. А возникшее при этом столкновение интересов породило Мировые войны, революции, крушение империй.

Сизифов труд рис. из открытых источников
Сизифов труд рис. из открытых источников

Появившийся, чуть больше полусотни лет назад компьютер изменил саму суть информации. Из вспомогательного орудия человека он превратился в самостоятельную силу, и потребовал от человека применить весь свой разум и талант, чтобы, для начала, научиться, хотя бы, им управлять. Возникшая, в 50-е годы XX столетия, электронная форма создания, передачи, хранения и производства информации привела к принципиально новому явлению – росту объема информации по законам геометрической прогрессии. В итоге полученная и получаемая информации значительно превысили психофизиологические возможности как отдельного человека. так и общества в целом по её обработке, хранению и усвоению. А лавинообразный процесс образования новой информации продолжается. Образовались мощные информационные пороги, которые стали активно задерживать (вытеснять) огромные объемы информации. В следствии, этих вытеснений, возникла интересная ситуация, когда не человек, стал управлять информацией, а информация стала управлять человеком. Появились и те, кто, осознав возможности этих изменений, стали, сознательно и чаще в корыстных целях, использовать информационные технологии и с целью получения прибыли и даже уничтожения неугодных обществ и стран. Манипулируя информацией, они стали разрушать, где -то привычный уклад жизни, где- то, меняя местами Добро и Зло, а если надо переписывали всю историю устраивая в итоге «цветные революции» и т.д. Почему это стало возможным? Потому что информация стала развиваться по самостоятельным законам, как бы накладывая жесткий корсет на форму и содержание любой и информации. И неважно, что эта информация лишь частично связана или вообще не связана с действительностью - главное, что она способна изменять привычные установки и закреплять новые в общественном сознании. Если раньше, например, инопланетяне встречались, исключительно в клинических условиях, то, сегодня, трудно найти человека, который хотя бы сомневается в состоявшемся контакте с ними. Некритическое усвоение подобной информации создает широкие возможности для манипуляции сознанием не только отдельного человека, но и общества в целом. Глядя на «безобидные» манипуляции, которые мы наблюдаем, в виде реклам или агрессивных продаж ли создания квазирелигий или псевдонаук и уже нешуточных «цветных революций» (начинающихся как карнавал и всегда заканчивающиеся жертвами, переворотами, человеческими трагедиями), физически осознаешь реальную силу информационных технологий.

Но пора вернуться к нашему информационному потоку. Сегодня мы, как бы, находимся в устье огромной реки, по сравнению с которой дельта Амазонки лишь жалкий ручеек, впадающий в лужу. И еще пока, в этой информационной дельте остаются островки и видны берега, но на горизонте предстает огромный Океан, а за спиной ощущается наступающая волна, которая вынесет, всех нас, в бездонный Океан Информации. И те, кто не «потонет» и не «захлебнется», в этом потоке, станут людьми «Водного мира» - Нового Мира, живущего по иным законам и с иной организацией человеческого общества.

Океан как образ информационного потока. Фото взято из открытых источников.
Океан как образ информационного потока. Фото взято из открытых источников.

Такова, примерная, образная, картина развития информационных процессов, повлиявших на всю человеческую историю и потенциально готовых, глобально изменить Человека и его Мир.

Для удобства восприятия, мы построим изложение в виде лекций, где рассмотрим, предмет информационной психологии, зарождение информационного обмена, развитие информационных технологий, «информационные взрывы», «информационные барьеры», «волны Тоффлера», мифотворчество и многое другое. Но, в первую очередь, нас будет интересовать отражение и влияние информационных технологий на Человека, и его социум. Это и составляет основу Информационной психологии.

Информационная психология (англ. Information psychology) – новая отрасль в психологии, изучающая взаимосвязи и влияние информационных процессов на человека и его социум.

В рамках одного из вариантов системного подхода - «петабазиса» мы будем стремиться структурировать множество разноплановых аспектов информационной психологии, взяв за основу определенную систему координат:

• Пространство (физическое и психологическое пространство взаимодействия субъектов и информации в контексте времени);

• Время (динамика изменения субъектов /социум или человек/);

• Информация (развитие информационных процессов от генезиса до наших дней обусловившее переход от объекта воздействия до субъекта влияния);

• Психология (процессы отражения и динамики развития субъектов /социум или человек/ под влиянием информационных процессов в пространственно- временном континууме).