И это совершенно не «Пираты Карибского моря»
Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
После того, как Александр Куприн в 1909 году издал «возмутившую» общественность повесть «Яма», ожидать от произведений с подобным названием нечто сугубо позитивное было бы, по меньшей мере, наивно. Хотя когда Гай Берт писал свой молодежно-криминальный роман с аналогичным названием, то едва ли имел понятие о русской литературе.
Именно фильм «Яма» (2001) принёс немалую известность и популярность тогда ещё находившейся только-только в начале творческого пути Кире Найтли. И это притом, что у неё хотя и важная, но всё-таки не главная роль в кинокартине. Фильм можно было бы назвать «современным» британским «Расёмоном». Помните прославленный фильм Акиры Курасавы, в котором каждый из участников инцидента предлагает зрителю собственную версию случившегося?
Опять же подобное построение сюжета в некоторой степени напоминает геометрию Лобачевского, когда через две точки можно провести сколь угодно много непараллельных прямых. У сюжета есть лишь две «реперные точки», которые не поддаются сомнению. В какой-то момент группа старшеклассников весьма престижной школы оказалась в заброшенном бункере. Там произошла трагедия, и через две с половиной недели выбраться из бункера удалось далеко не всем.
Полиции предстоит узнать, что же произошло, для чего привлекают психолога, доктора Хорвуд, которой надо завоевать доверие и разговорить пребывающую в шоковом состоянии Лиз. Оную играет Тора Бёртч (вспоминайте «Красоту по-американски» и «Тёмные углы»). В некий час девочка предлагает собственную версию событий. Кстати, из которой следует, что подростков фактически обрекли на смерть.
И тут фильм в своей стилистике делает крутой поворот и из молодежного триллера превращается в мрачнейшую криминальную драму, в которой ставятся два важных вопроса: «когда человек может стать животным?» и «и где пролегает грань доверия?» Словно отвечая на первый вопрос, один из персонажей фильма произнесет: «И ты смотрела, как я убиваю лучшего друга за банку колы?»
На счет второго вопроса всё много сложнее. Это напоминает психологический эксперимент, когда вы должны упасть «наотмашь» назад, а знакомые должны вас подхватить. Это вопрос доверия. Однако в глубине души всегда есть боязнь, что вас не поймают, и вы упадете. В случае с фильмом этот подспудный страх вроде бы оказался оправданным, ибо страшная трагедия не было «случайностью»
Однако не сразу становится понятно, кто и почему задумал преступление, в чьей голове возник страшный план. Но это выводит на новую проблему, а именно вопрос о сути «тёмной любви», которая является одной из форм мании, проще говоря, одержимостью, которая лишь несколько замаскирована подобием личной симпатии. Легендарная фраза: «так не доставайся же ты никому» - никогда не была признаком подлинных глубоких чувств, а лишь свидетельством «тусклой мелочности»
Сразу же предупреждаем, что фильм совершенно не из легких, а у кого-то может и вовсе вызвать приступ «заочной клаустрофобии». Однако он достоин просмотра. Во-первых, хотя бы потому, что именно эта лента стала переломной в судьбе Киры Найтли. Все её творческие проекты по большому счету делились на «до» и «после». Роль светловолосой Френки сделала её действительно известной. Уже после «Ямы» появились первые серьезные предложения: «Играй, как Бекхем», «Непорочный» - а затем и вовсе роли «звездного уровня»
А ещё фильм обязателен к просмотру, так как его режиссером был специализирующийся на драмах и триллерах Ник Хемм. Данная лента стала апогеем в творчестве этого «британского ирландца». Например, уже после «Ямы» он попытался сделать столь же мрачный триллер «Другой» (2004) с участием Роберта Де Ниро, однако «Яма» оказалась более убедительной с свой пугающей и даже ужасающей сумрачности.