Найти тему

"... И за борт её бросает в набежавшую волну". А на самом деле?

В. Суриков. Степан Разин.
В. Суриков. Степан Разин.

Ну, скажете, зачем же в народной песне реальную основу искать! Но, оказывается, песня-то не совсем народная, скажем так, наполовину...

Появилась она где-то в конце 1870-х гг., после того как была написана Д.Н. Садовниковым, известным этнографом и собирателем фольклора, автором "Загадок русского народа". Возможно, он где-то услышал и записал песню, возможно, написал сам. Во всяком случае, его вариант лёг в основу той песни, которую мы знаем. Правда, она сильно переработана.

Д.Н. Садовников. 1847-1883.
Д.Н. Садовников. 1847-1883.

Д.Н. Садовников мог узнать о происшествии с персидской княжной из журнала Фаддея Булгарина "Северный архив", в 1824 году в котором были напечатаны выдержки из французского издания книги Яна Стрейса "Три достопамятных и исполненных многих превратностей путешествия...". Кто такой Ян Стрейс? Это голландский парусный мастер, приглашённый в качестве такового в Россию, для постройки и плавания на первом военном русском корабле "Орёл", построенном голландцами же на Оке в селе Дединове.

"Орёл" с голландской командой на борту, в том числе и Я. Стрейсом, в августе 1669 г. подошёл к Астрахани. В это время туда же собирался войти отряд С. Разина, только что вернувшийся из похода в Персию "за зипунами". Астраханский воевода Прозоровский договорился с казаками, царь им обещал "прощение и милость", и казаки на отдых остановились не в Астрахани, а на острове недалеко от города. Ян Стрейс, гуляя по городу, не раз встречал и разинских казаков, и даже самого С. Разина. Вот как описывает голландец разинцев: "Простые казаки были одеты как короли в шёлк, бархат и другие одежды, затканные золотом. Некоторые носили на шапках короны из жемчуга и драгоценных камней..." а вот что он сообщает о Разине, называя его Стенькой: "Стеньку нельзя было бы отличить от остальных (казаков его отряда), ежели бы он не выделялся по чести, которую ему оказывали... Я его несколько раз видел в городе и на струге. Это был высокий и степенный мужчина крепкого сложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью... Когда он проходил по улицам Астрахани и видел следовавшую за ним большую толпу, то разбрасывал дукаты и другие золотые монеты, и такая щедрость, или, вернее, хитрый обман, привлекли к нему многих...".

Голландец не только встречал Разина на улицах Астрахани, но даже посещал казацкий лагерь. И вот однажды, во второе посещение разинцев, Стрейс наблюдал такую картину: "... Разин пребывал на судне с тем, чтобы повеселиться, пил, бражничал и неистовствовал со своими старшинами. При нём была персидская княжна, которую он похитил вместе с её братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому (астраханский воевода), а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: "Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принёс ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!" Вслед за тем он схватил несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева." (Здесь я привожу перевод Э. Бородиной, заново сделавшей перевод уже всей книги Стрейса, изданной в 1935 г.). Очевидно, Стрейс сам наблюдал эту дикую картину, живо её затем описав в изданной в Голландии в 1676 году книге.

Что касается песни, как я уже говорил, Д.Н. Садовников мог записать и переработать действительно народную песню, основанную на реальном событии, а мог написать и свою, положив в основу историю, рассказанную Стрейсом и прочитанную им в журнале Булгарина.