Найти тему

Разбор интересного уравнения с теста ЕГЭ профиль

В этой статье мне бы хотелось разобрать решение тригонометрического уравнения с теста ЕГЭ профильного уровня вариант 332 номер 13 автора Ларина А.А.

-2

Для тех кто читал составленный мной алгоритм скажу, это как раз такой случай когда все пойдет немного не по плану. Давайте посмотрим, с чего же нам начать.

Первое - это в любом случае начинаем с проверки ограничений , нужно ли здесь расписать ОДЗ? Ответ :да, конечно, здесь есть знаменатель, еще и тангенс в прибавку.

-3

Заметим, что в числителе также будет тангенс после раскрытия скобок, поэтому котангенс в ОДЗ мы не рассматривали.

После того, как мы расписали ОДЗ, приступаем к упрощению вида уравнения. Начнем с раскрытия скобок. Здесь мы видим формулу приведения, при раскрытии получим тангенс икс.

-4

Дальше можно пойти разными способами: я предлагаю использовать свойство пропорции (произведение крайних членов пропорции равно произведению средних) ну или как все любят называть - "крестиком".

Основное свойство пропорции
Основное свойство пропорции
Вот, что мы получим
Вот, что мы получим

Что же нужно сделать еще? Лично мне не нравится здесь аргумент у косинуса в квадрате. Мы ведь можем его расписать используя формулу половинного угла (лучше выучить их):

Могут пригодиться! Выучи :)
Могут пригодиться! Выучи :)
-8

Далее раскрываем скобки:

-9

Теперь я вижу, что 5 тангенс икс можно взаимоуничтожить, а в произведении 5 косинус икс тангенс икс, я могу расписать тангенс как отношение синуса икс к косинусу икс:

-10

Далее мы сократили косинусы и мне показалось, что числа лучше перекинуть в правую часть уравнения. Вот, что у нас осталось:

-11

Думаю здесь не обойтись без введения дополнительного угла. Кто забыл:

-12

Но думаю сначала избавимся от пятёрок, разделим все на 5:

-13

А вот теперь, разделим обе части уравнения на корень из суммы квадратов единиц:

-14

Далее избавимся от корней в знаменателе (домножив все дроби на корень из двух):

-15

Ничего вам теперь не напоминает? А если подумать....

-16

Точно... это же косинус разности. :)

Просто здесь мы используем формулу задом наперед - так скажем, чаще мы используем эти формулы наоборот. Итак применим ее, вспомнив, что корень из двух деленный на два - это значения синуса , а также косинуса пи на 4.

Применили формулу косинуса разности
Применили формулу косинуса разности

Далее пойдем от аргумента икс плюс пи на 4, получим:

-18

Далее перенесем радианы в правую часть:

-19

Всё, уравнение решено, по ОДЗ ничего убирать не нужно, остается сделать отбор корней :)

Приступим к отбору: наш промежуток от минус двух Пи до минус 3 Пи/2:

Рисуем окружность и наносим точки промежутка, они у нас выколотые:

-20

Теперь нам нужно найти наши интересные точки :) Давайте ориентироваться от Пи/4 , к ней прибавляется и отнимается дуга размера 3 корня из 2х деленная на 5. Найдем примерно эту точку на косинусе:

-21

Я сравнила с значением которое соответствует косинусу 30 градусов, получается, эта дуга будет чуть больше 30 градусов, сколько точно нам здесь не важно знать.

Так как промежуток у нас отрицательный , найдем чему равна Пи/4 на этом промежутке:

-22

Ну и дальше все должно быть понятно, раз дуга немного больше 30 градусов, то мы сможем ее и прибавить и отнять , она все равно не уйдет за пределы нашего промежутка:

-23

Значит и ответ под буквой Б) будет простой:

-24

Вот и все :)

Согласна уравнение не самое простое, но надеюсь я смогла объяснить вам его доступным и простым языком. Если что то непонятно, задавайте вопросы, с удовольствием отвечу на них :) Или может быть у вас есть какое то сложное, интересное уравнение - пишите, разберём :)