Чтобы сделать наше общество лучше, прежде всего, необходимо узнать, как оно устроено, как оно работает, что является его основой. Процесс изучения общества сопряжен с изучением истории этого самого общества. При чем изучения с самого его зарождения. И вот тут встает вопрос: а как человек появился? Как он стал человеком? Ответ на этот вопрос в свое время попытался дать Ч. Дарвин, а логическим продолжением теории Дарвина стала трудовая теория Фридриха Энгельса. Она была изложена в его статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась частью его труда «Диалектика природы».
Основу трудовой теории Энгельса составляет понятие о труде, как первом основном условии всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, что «труд создал самого человека». Именно отсюда берет начало формулировка «труд создал из обезьяны человека», которая является одним из основополагающих утверждений исторического материализма.
Давайте разберемся, что же такое труд? Труд – это целесообразная деятельность, характерная для человека, по преобразованию материальной природы, направленная на получение полезного результата (потребительной стоимости). У труда есть так называемые простые моменты труда, а именно: субъект и его сознательная деятельность (человек), предмет труда (то, к чему прилагаются трудовые усилия), средство труда (инструмент, которым человек пользуется в процессе трудовой деятельности) и, собственно, результат труда — обладающее полезностью благо (потребительная стоимость).
Так же стоит знать такие понятия "опредмечивание" и "распредмечивание", каждое из которых характеризует диалектическое единство создания (опредмечивание) и потребления (распредмечивание), что выставляет человеческую трудовую деятельность как процесс двойственный, неотрывно связанный с потреблением результатов труда и их дальнейшим использованием для опредмечивания новых полезных вещей (потребительных стоимостей), либо самого человека.
Согласно трудовой теории Ф. Энгельса, много сотен тысячелетий тому назад, в еще не поддающийся точному определению промежуток времени того периода в развитии Земли, который геологи называют третичным, предположительно к концу этого периода, жила где-то в жарком поясе - по всей вероятности, на обширном материке, ныне погруженном па дно Индийского океана, - необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Дарвин дал нам приблизительное описание этих наших предков. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях.
Под влиянием в первую очередь своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.
Революционным моментом в этом процессе явилось внезапное обретение прямохождения: в жизни обезьяны — это приобретение стало судьбоносным. Освобождение передних лап изменило их прежние функции (хватания при лазании по деревьям, хождения по земле) и подготовило их к выполнению иных функций. Так появилась рука! Став свободной от своих прежних функций, – пишет Энгельс, – рука «могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению». Одним из наиболее значимых последствий этого явилось приобретение навыков изготовления орудий труда и их применения.
Человеческая рука оказывается не просто органом осязания, но и органом труда, орудием всех орудий. Труд доводит этот человеческий орган до такого совершенства, что ему становятся доступны такие совершенства, как музыка Паганини и картины Рафаэля. Но рука – лишь один их членов целого, в высшей степени сложного человеческого организма, поэтому все, что шло на пользу руке, шло на пользу всему телу. Однако было еще одно обстоятельство, которое существенным образом способствовало «шествию» человека к ожидаемым трансформациям. У него был высокоразвитый стадный, т.е. общественный, инстинкт. А с этим, как пишет Энгельс, связано пробуждение и развитие потребности что-то сказать друг другу. Но сказать человек мог лишь при постепенном совершенствовании своей гортани, что так необходимо для произнесения членораздельных звуков.
Энгельс говорит нам о том, что сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств. Подобно тому как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду.
Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять всё более сложные операции, ставить себе всё более высокие цели и достигать их. Труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним. К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились искусство и наука; из племен развились нации и государства. Развились право и политика, а вместе с ними фантастическое отражение человеческого бытия в человеческой голове — религия. Перед всеми этими образованиями, которые выступали прежде всего, как продукты головы и казались чем-то, господствующим над человеческими обществами, более скромные произведения работающей руки отступили на задний план, тем более, что планирующая работу голова уже на очень ранней ступени развития общества (например, уже в простой семье) имела возможность заставить не свои, а чужие руки выполнять намеченную ею работу. Всю заслугу быстрого развития цивилизации стали приписывать голове, развитию и деятельности мозга. Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются), и этим путем с течением времени возникло то идеалистическое мировоззрение, которое овладело умами в особенности со времени гибели античного мира.
Таким образом, именно благодаря труду мы достигли тех высот, с которых смотрим на наших предков сегодня. И будем развиваться дальше, и только благодаря труду.
Спасибо, что прочитали до конца. Прошу высказываться в комментариях, ставить лайки и подписываться!