Духовные способности определяются прежде всего внутренним характером душевных со стояний и чувством активности, проявляющимися в стремлении к активности в определенном направлении.
В узком понимании духовные способности связывают со стремлением искупить внутреннюю (греховную) природу души, стремлением к достижению ее безгрешной чистоты. В широком смысле духовные способности проявляются в создании произведений искусства, в которых осмысливаются сущность и предназначение человека, его отношения в обществе и семье, происходит осмысление социальной и духовной личности, своего Я и себя как личности.
Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу — умственному, нравственному — и духовному в узком смысле слова. В духовных способностях проявляются умственные способности в их единстве, консолидированные и направляемые духовными ценностями. Ясно, что духовные способности реализуются целостной психологической системой.
Духовные способности — это способности определенного состояния, состояния постижения истины, которое близко по механизму к состоянию мотивации (по К.В. Судакову), но связаны с постижением, проникновением, пониманием. Духовные способности — это способности целостного понимания и постижения, духовные способности — это сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния. Невозможно понять, что такое духовные способности, не обращаясь к понятию духовного состояния.
Духовное состояние характеризуется:
— расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, установлением коммуникативной связи сознания и подсознания и, следовательно, резким расширением информационной базы понимания проблемы, энергетической активизацией переключением эмоций с режима блокирования информации на режим энергетической подпитки;
— гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны личности» Я;
— переходом к образному мышлению, что со своей стороны способствует активизации информационного обмена с подсознанием, так как информация персонального подсознания хранится в образной и чувственной форме. Образность помогает осмыслить ситуацию целостно, раскрыть новые отношения, рассмотреть старые отношения на новом уровне интеграции;
— высокой продуктивностью воображения, что в свою очередь расширяет информационную емкость человеческого сознания.
В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства, что способствует включению процессов воображения.
Выше отмечалось, что духовное состояние одновременно является и мотивационным состоянием. Но в отличие от биологических мотиваций, это духовная мотивация, порождаемая духовными ценностями личности. Важнейшей среди этих ценностей является вера — вера в Бога, вера в идею, вера в добро, вера в кумира, лидера, героя. В качестве другой, не менее значимой детерминанты духовного состояния и духовной мотивации следует назвать любовь — любовь к Богу, любовь к женщине, любовь к отечеству.
Для духовного состояния характерна высокая избирательность мышления, определяемая духовными ценностями личности. Как известно, существенной характеристикой мышления является проницательность, т.е. умение вскрыть в вещи, целом факте существенные качества (атрибуты). Каждая вещь обладает множеством качеств. Недаром говорят, что познать исчерпывающим образом какую-либо вещь, значит познать всю Вселенную. Духовные ценности определяют конкретную точку зрения на вещь, выделяя ее качества, важные с позиции духовных ценностей. Духовный взгляд на мир определяет духовную картину. Информация подсознания складывается из совокупности архаичных свойств памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации мира. Мир предстает как мир взаимосвязанных ценностей, соотнесенный с духовными ценностями индивида.
Если для рационального мышления важна утилитарная, практическая значимость, объективная значимость, то для духовно го мышления важна этическая, нравственная значимость, определяемая в системе духовных координат личности.
Проницательность тесно связана с продуктивностью мышления. Это объясняется тем, что если суметь выделить определенные свойства вещи, то они наталкивают человека на определенные выводы и следствия. Выделенные конкретные свойства вещи более легко вступают в связь с другими фактами. Итак, можно сказать, что проницательность — одно из качеств, которое определяет продуктивность мышления.
Другим важным фактором, определяющим продуктивность мышления, является запас знаний или умений, так как он позволяет быстрее установить связи выделенных свойств вещи с другими свойствами, формулировать определенные выводы из выделенного свойства.
Так как духовное состояние способствует расширению информационной базы, подключает информационные ресурсы подсознания, тем самым оно способствует повышению продуктивности мышления.
Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу, К духовным следует отнести интеллектуальные, моральные и религиозные стремления, а также добросовестность. Важную роль в определении духовно го состояния играет чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты или чувство вины.
Духовные способности в системе интеллектуальных качеств. Выше духовные способности характеризовались как способ ности, определяемые внутренним душевным состоянием, свя занным с постижением истины, как сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния.