Одухотворенное лицо, награды на груди – мужчина на черно-белом фото чем-то напоминает Александра Грина, может быть, именно это добавляет портрету романтичности, убеждая, что у запечатленного на нем человека судьба незаурядная. Да и разве может быть она обыкновенной у дирижера военного оркестра?
Вперед с музыкой
В общем, я ожидала услышать захватывающую историю, ныряя в расплавленный жарой асфальт курских улиц. Эмма Федоровна, давний друг редакции, обещала передать материалы о малоизвестной странице Великой Отечественной войны. Война и музыка. Сами два этих слова рядом звучат как-то неуместно и в то же время сливаются в победный марш.
Но начиналась война отнюдь не с «трубач выдувает медь». Общее горе застало людей врасплох, и музыка как атрибут веселья казалась чем-то чужеродным – тем, чему место в прошлом или будущем. Когда закончится война. А война все не кончалась. Собственно говоря, и в предвоенные годы, считая репетиции делом, скорее, гражданским, командиры нагружали служителей искусства суровой армейской работой. Но в разгар войны стало очевидно, музыка – тоже оружие, и очень сильное порой. Военные оркестры стали штатными единицами в армии, хотя по-прежнему в условиях боевых задач их роль нередко выходила за рамки создания Победной атмосферы, которая была так необходима и под Сталинградом, и при продвижении на Запад, к Берлину, когда наши музыканты играли для освобожденных городов и стран.
… Эмма Федоровна мало что знала о человеке, с которым не была знакома лично, но дала телефон его дочери.
Трубку взяла молодая женщина с прекрасно поставленным красивым голосом. Внучка. Сказала, что дедушку не знала. Он ушел в мир иной гораздо раньше, чем она родилась. Предложила перезвонить вечером.
Пока оставалось только попытаться увидеть судьбу за копиями документов, впрочем, не безлико распечатанных на принтере, а с душой – за буквами, набранными на печатной машинке, видишь тонкие, но сильные пальцы машинистки, которым, может быть, даже довелось держать автомат.
Из приказа о награждении преставлении к ордену:
«Товарищ Иванов А.В на должности капельмейстер с июня 1943 года. За время работы показал себя идеологически и морально устойчивым, дисциплинированным, хорошо знающим свое дело.
В период боевых действий наоднократно находился в частях и вместе с оркестром воодушевлял личный состав бойцов и командиров на боевые подвиги.
Руководя своими подчиненными, хорошо борется за высокую воинскую дисциплину и организованность в работе. Повседневно работал над повышением своего искусства».
И приписка от руки, сделанная, по всей видимо, гораздо позднее кем-то из близких « на армейском просмотре его оркестр отметили, а его наградили орденом «Красной Звезды».
А вот другая, похожая характеристика, из преставления к медали.
«Товарищ Иванов сколотил дружный коллектив музыкантов, пользующийся большим авторитетом среди личного состава. Во время боевых действий частей дивизии и в межбоевой период руководимый им оркестр часто бывает в частях и подразделениях, обслуживая личный состав, где завоевал большую любовь и уважение.
За большую плодотворную работу по культурному обслуживанию личного состава и большие достижения в области строевой и классической музыки товарищ Иванов достоин Правительственной награды медали «За боевые заслуги».
Как говорится в таких случаях, без комментариев.
Среди наград дирижера - «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», медаль «За взятие Берлина», медаль «За освобождение Варшавы», орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги». Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 году» была награждена и мать Надежды Александровны Тамара Григорьевна.
В Германии, в Вайморе, родилась и дочь Надежда.
Александр Власович ушел из жизни, когда ей, десятилетней девчонке, казалось, впереди так много времени, чтобы расспросить о том, о чем многие фронтовики не любили рассказывать детям…
Служат военные, священники и артисты
… Детство Александра прошло на уютных тимских улицах, деревья и дома на которых словно замерли в ожидании концерта или, может быть, киносеанса. Совсем, как зрители в кинотеатре имени Щепкина, где играл отец, Влас Федорович, в оркестре перед фильмами. Не удивительно, что и все его три сына, как один, хотели как отец, играть на духовых инструментах.
Так и вышло.
Все трое окончили курское музучилище, в годы войны все трое были военными музыкантами.
- Папа старший из братьев. Дядя Володя окончил консерваторию в Харькове, где играл в симфоническом оркестре театра оперы и балета. Младший брат-музыкант, Леонид, переехал в Киев. До войны отец играл в Первомайском парке, тогда там еще был летний театр, и в воинской части, - рассказывает Надежда Александровна. - А потом… Только один помню эпизод… Отец участвовал в боях подо Ржевом, наши войска оказались в окружении, и три дня пришлось провести в болоте по горло в воде.
Эти три дня не прошли бесследно для здоровья. Врачи диагностировали туберкулез.
Смена климата не помогла. Последние годы жизни Александра Власовича прошли в Евпатории, где его запомнили как талантливого музыканта.
В детстве Надежда мечтала пойти по стезе отца и деда, но поступить в музучилище помешало отсутствие базового музыкального образования. Рядом с домом не было музыкальной школы.
Тем не менее это не препятствовало участвовать в самодеятельных концертах. Работала Надежда Александровна в сфере культуры, на пенсию ушла с должности заведующая библиотекой. Поет в хоре.
- У мамы был хороший голос. На саксафоне играл и мой брат Саша – и в филармонии, и в цирке у Кальмана. Творческая у нас семья. Мои дочери служат в театре, - не без материнской гордости рассказывает Надежда Александровна. –Вы же знаете, «служат» говорят о трех профессиях священник, военный и артист. Обе начинали в нашем ТЮЗе. Светлана Поваляева, заслуженная артистка театра драмы в Воронеже. Виталий, муж Светланы, артист, директор по выпуску на радиостанции «Европа +». Наталья и ее муж Миша - в Волковском театре, в Ярославле, снимаются в кино. Наташа доцент кафедры сценической речи в государственном театральном институте, в котором и училась. Я была у нее на бенефисе в честь ее 25-летней деятельности в театре, который она подготовила сама без режиссера, пела романсы, показывала отрывки из кино. В один, прекрасный, момент говорит: «В зале моя любимейшая мама, прошу дать свет». Когда на меня направили прожектор, у меня на глазах были слезы.
На счету Михаила Асанкина 50 картин, у Натальи фильмография несколько скромнее.
- Она же как замужняя женщина должна идти «ЗА мужем», - шутит Михаил. В одной картине, «Легавый», они сыграли семейную пару.
Наталья и Михаил как раз гостили у Надежды Александровны.
Актер признается, что на родину жены приезжает довольно часто и с удовольствием:
- Теща у меня веселая, гостеприимная, а Курск у меня ассоциируется с Курской Дугой, посидел на всех танках, когда заезжали на мемориал. Легендарный город.
Вероника ТУТЕНКО