С легкой руки романтиков Средневековье стало едва ли не самой популярной и часто упоминаемой из всех ушедших эпох. С начала 19 века Средние века превратились в неисчерпаемый источник романтических образов, идеальную декорацию для любовных драм, героических приключений, будоражащих воображение тайн. Там навсегда поселились для нас идеалы мужественности и женственности — рыцарь и прекрасная дама. И там же, в нашем представлении, обитают мрачнейшие призраки прошлого — мракобесие, фанатизм, изуверская жестокость — которые так хорошо оттеняют достижения технического и социального прогресса и тешат самодовольство буржуазного века.
Иными словами говоря, Средние Века давно уже стали набором пошлых и часто совершенно ложных клише. Отказаться от них очень трудно, ведь для этого их нужно заменить знанием, а Средневековье довольно сложно для понимания, ведь эта отдаленная эпоха почти ничем не похожа на нашу.
И все-таки, давайте попробуем развеять три наиболее одиозных, на мой взгляд, заблуждения о Средних Веках.
«В средневековом искусстве нет обнаженного тела, поскольку церковь запрещала его изображать — обнаженность считалась греховной».
Кажется, иначе и быть не могло в эпоху абсолютного господства религиозного христианского мировоззрения, ведь христианство — религия спиритуальная и аскетическая, и плоть для него изначально и неизбежно греховна. Однако, христианство потому и стало религией, господствовавшей над умами миллионов людей на протяжении сотен лет, что научилось идти на компромисс с человеческой природой. Церковь не стремилась полностью подавить человеческую чувственность, она лишь несколько обуздывала ее, стараясь держать в социально-приемлемых рамках. Интеллектуальная и нравственная жизнь средневековья формировалась двумя полюсами — высоким религиозным идеалом и действительностью, полной чувственных страстей. Конечно, «плотские» побуждения и помыслы находили свое отражение прежде всего в светской культуре: в «низовой» народной — ярмарочных театральных представлениях и фривольной поэзии вагантов, например, или в аристократической придворной, с ее куртуазной поэзией и пышными театрализованными увеселениями, важное место в которых занимал галантный флирт. Но свидетельств этих проявлений средневековой культуры сохранилось не много. «Высокое» же, монументальное искусство, представляющее нам сегодня зримые образы Средневековья, было почти исключительно религиозным и потому не могло создавать образы намеренно-соблазнительные. Тем не менее, и туда проникала «земная» плотская красота, когда ей удавалось найти сюжетное оправдание. Чаще всего благовидным предлогом для изображения обнаженного тела в религиозном искусстве становились сюжеты из Книги Бытия, представлявшие Адама и Еву в раю. Таким путем нагота попадала на церковные фрески и рельефы, на стены и фасады храмов.
Еще больше поводов для изображения обнаженного тела средневековый художник находил в сюжетном многообразии книжных миниатюр, иллюстрировавших события Ветхого Завета, легенды и исторические хроники.
С подкупающей прямотой и наивностью, но без какой-либо робости и стеснения средневековые миниатюристы изображали любовников и супругов на ложе, сцены соблазнения и купания. Последние встречаются так часто и изображены с таким знанием дела и подробностями, что одно это заставляет усомнится в другом распространенном утверждении:
«В средние века люди не мылись и не уделяли внимания личной гигиене».
А между тем в XIII веке в Париже насчитывалось 32 общественные бани, средневековые врачи писали трактаты о пользе купания, а короли и крупные феодалы брали собой на войну походные ванны. Конечно, люди мылись реже, чем сейчас. Мы и сами мылись бы реже, если бы всякий раз для мытья нужно было наколоть дров, развести огонь, натаскать и вскипятить воду. Большинство людей Средневековья чисто технически не имели возможности мыться так часто, как им бы этого хотелось, но они охотно ходили в бани и принимали ванны всякий раз, как им предоставлялась такая возможность. И делали это не только ради гигиены и здоровья, но и находя в мытье и купании немалое удовольствие.
Иррациональный страх перед купанием и уверенность, что слишком частое мытье наносит вред здоровью распространились в Европе с наступлением Нового времени, то есть с XVI века и позже. Можно предположить, что это было связано со становлением новой буржуазной пуританской морали, предписывавшей избегать, по возможности, полного обнажения тела. Именно буржуазная эпоха, между прочим, ввела в обиход ночные рубашки. В Средние Века люди спали обнаженными, насколько можно судить по изобразительному искусству того времени. Возможно, свою роль в отказе от мытья сыграла эпидемия сифилиса в XVI веке, побудившая власти закрыть общественные бани, как место провоцировавшее беспорядочные половые связи. Как бы там ни было, говоря о пренебрежении гигиеной в Средние Века, мы приписываем им «грехи» более позднего времени. Как и в случае с сожжением ведьм, кстати говоря.
«В Средние Века сжигали ведьм»
На протяжении практически всего Средневековья вера в колдовство и способность колдунов и ведьм вредить добрым христианам считалась пустым суеверием. И, хотя отдельные случаи судебных разбирательств такого рода могли случаться и ранее, только начиная с XV века охота на ведьм начинает приобретать массовый характер и получает поддержку со стороны церкви. Красноречивым знаком такой поддержки стала книга доминиканского монаха Генриха Крамера «Молот ведьм» - практическое и процессуальное руководство по выявлению и преследованию ведьм. Книга была написана в 1487 году, за пять лет до плавания Колумба, и стала одной из первых печатных книг.
Удивительно, но костры ведьмовских процессов разгорались тем сильнее, чем больше вступала в свои права новая эпоха - эпоха книгопечатания, Реформации и Великих географических открытий. Наиболее масштабной охота на ведьм становилась в конце XVI и в середине XVII веков. Вдумайтесь — на самом деле современником ведьмовских процессов был не Айвенго, а д'Артаньян со знаменитыми тремя мушкетерами!
Уважаемый читатель! Разумеется, я знаю, что это не первая статья на Дзене, разоблачающая ложные представления о Средних Веках. Возможно, ты не нашел в ней для себя ничего нового. В таком случае — прости, статья предназначалась не для тебя. Но я все равно считаю, что писал не зря, поскольку сталкиваюсь с упомянутыми ложными анти-историческими клише регулярно. А значит, статья все-таки может быть полезна, если не для тебя, то для кого-то другого, менее сведущего в истории, чем ты )