Найти тему
Виктор Карпов

Три заблуждения о Средних Веках, с которыми люди никак не хотят расстаться.

С легкой руки романтиков Средневековье стало едва ли не самой популярной и часто упоминаемой из всех ушедших эпох. С начала 19 века Средние века превратились в неисчерпаемый источник романтических образов, идеальную декорацию для любовных драм, героических приключений, будоражащих воображение тайн. Там навсегда поселились для нас идеалы мужественности и женственности — рыцарь и прекрасная дама. И там же, в нашем представлении, обитают мрачнейшие призраки прошлого — мракобесие, фанатизм, изуверская жестокость — которые так хорошо оттеняют достижения технического и социального прогресса и тешат самодовольство буржуазного века.

Иными словами говоря, Средние Века давно уже стали набором пошлых и часто совершенно ложных клише. Отказаться от них очень трудно, ведь для этого их нужно заменить знанием, а Средневековье довольно сложно для понимания, ведь эта отдаленная эпоха почти ничем не похожа на нашу.

И все-таки, давайте попробуем развеять три наиболее одиозных, на мой взгляд, заблуждения о Средних Веках.

«В средневековом искусстве нет обнаженного тела, поскольку церковь запрещала его изображать — обнаженность считалась греховной».

Рельеф с изображением Евы из собора Сен-Лазар в Отене. XII век.
Рельеф с изображением Евы из собора Сен-Лазар в Отене. XII век.

Кажется, иначе и быть не могло в эпоху абсолютного господства религиозного христианского мировоззрения, ведь христианство — религия спиритуальная и аскетическая, и плоть для него изначально и неизбежно греховна. Однако, христианство потому и стало религией, господствовавшей над умами миллионов людей на протяжении сотен лет, что научилось идти на компромисс с человеческой природой. Церковь не стремилась полностью подавить человеческую чувственность, она лишь несколько обуздывала ее, стараясь держать в социально-приемлемых рамках. Интеллектуальная и нравственная жизнь средневековья формировалась двумя полюсами — высоким религиозным идеалом и действительностью, полной чувственных страстей. Конечно, «плотские» побуждения и помыслы находили свое отражение прежде всего в светской культуре: в «низовой» народной — ярмарочных театральных представлениях и фривольной поэзии вагантов, например, или в аристократической придворной, с ее куртуазной поэзией и пышными театрализованными увеселениями, важное место в которых занимал галантный флирт. Но свидетельств этих проявлений средневековой культуры сохранилось не много. «Высокое» же, монументальное искусство, представляющее нам сегодня зримые образы Средневековья, было почти исключительно религиозным и потому не могло создавать образы намеренно-соблазнительные. Тем не менее, и туда проникала «земная» плотская красота, когда ей удавалось найти сюжетное оправдание. Чаще всего благовидным предлогом для изображения обнаженного тела в религиозном искусстве становились сюжеты из Книги Бытия, представлявшие Адама и Еву в раю. Таким путем нагота попадала на церковные фрески и рельефы, на стены и фасады храмов.

Адам и Ева. Мозаика собора Рождества Пресвятой Богородицы в городе Монреале на Сицилии. XIII век.
Адам и Ева. Мозаика собора Рождества Пресвятой Богородицы в городе Монреале на Сицилии. XIII век.

Еще больше поводов для изображения обнаженного тела средневековый художник находил в сюжетном многообразии книжных миниатюр, иллюстрировавших события Ветхого Завета, легенды и исторические хроники.

Соблазнение Ланселота. Книжная миниатюра. Начало XV века.
Соблазнение Ланселота. Книжная миниатюра. Начало XV века.

С подкупающей прямотой и наивностью, но без какой-либо робости и стеснения средневековые миниатюристы изображали любовников и супругов на ложе, сцены соблазнения и купания. Последние встречаются так часто и изображены с таким знанием дела и подробностями, что одно это заставляет усомнится в другом распространенном утверждении:

«В средние века люди не мылись и не уделяли внимания личной гигиене».

Книжная миниатюра, изображающая баню. XIV век.
Книжная миниатюра, изображающая баню. XIV век.

А между тем в XIII веке в Париже насчитывалось 32 общественные бани, средневековые врачи писали трактаты о пользе купания, а короли и крупные феодалы брали собой на войну походные ванны. Конечно, люди мылись реже, чем сейчас. Мы и сами мылись бы реже, если бы всякий раз для мытья нужно было наколоть дров, развести огонь, натаскать и вскипятить воду. Большинство людей Средневековья чисто технически не имели возможности мыться так часто, как им бы этого хотелось, но они охотно ходили в бани и принимали ванны всякий раз, как им предоставлялась такая возможность. И делали это не только ради гигиены и здоровья, но и находя в мытье и купании немалое удовольствие.

Рыцарь, принимающий ванну после ратных подвигов. Миниатюра из Манесского кодекса. XIV век.
Рыцарь, принимающий ванну после ратных подвигов. Миниатюра из Манесского кодекса. XIV век.

Иррациональный страх перед купанием и уверенность, что слишком частое мытье наносит вред здоровью распространились в Европе с наступлением Нового времени, то есть с XVI века и позже. Можно предположить, что это было связано со становлением новой буржуазной пуританской морали, предписывавшей избегать, по возможности, полного обнажения тела. Именно буржуазная эпоха, между прочим, ввела в обиход ночные рубашки. В Средние Века люди спали обнаженными, насколько можно судить по изобразительному искусству того времени. Возможно, свою роль в отказе от мытья сыграла эпидемия сифилиса в XVI веке, побудившая власти закрыть общественные бани, как место провоцировавшее беспорядочные половые связи. Как бы там ни было, говоря о пренебрежении гигиеной в Средние Века, мы приписываем им «грехи» более позднего времени. Как и в случае с сожжением ведьм, кстати говоря.

«В Средние Века сжигали ведьм»

На протяжении практически всего Средневековья вера в колдовство и способность колдунов и ведьм вредить добрым христианам считалась пустым суеверием. И, хотя отдельные случаи судебных разбирательств такого рода могли случаться и ранее, только начиная с XV века охота на ведьм начинает приобретать массовый характер и получает поддержку со стороны церкви. Красноречивым знаком такой поддержки стала книга доминиканского монаха Генриха Крамера «Молот ведьм» - практическое и процессуальное руководство по выявлению и преследованию ведьм. Книга была написана в 1487 году, за пять лет до плавания Колумба, и стала одной из первых печатных книг.

"Молот ведьм" 1574 года издания.
"Молот ведьм" 1574 года издания.

Удивительно, но костры ведьмовских процессов разгорались тем сильнее, чем больше вступала в свои права новая эпоха - эпоха книгопечатания, Реформации и Великих географических открытий. Наиболее масштабной охота на ведьм становилась в конце XVI и в середине XVII веков. Вдумайтесь — на самом деле современником ведьмовских процессов был не Айвенго, а д'Артаньян со знаменитыми тремя мушкетерами!

Уважаемый читатель! Разумеется, я знаю, что это не первая статья на Дзене, разоблачающая ложные представления о Средних Веках. Возможно, ты не нашел в ней для себя ничего нового. В таком случае — прости, статья предназначалась не для тебя. Но я все равно считаю, что писал не зря, поскольку сталкиваюсь с упомянутыми ложными анти-историческими клише регулярно. А значит, статья все-таки может быть полезна, если не для тебя, то для кого-то другого, менее сведущего в истории, чем ты )