Я работаю с особенными детьми с РАС, и часто замечаю, что многое из того, что мы в своей работе используем, можно было бы эффективно использовать и с детьми совершенно обычными. Некоторые учителя, особенно талантливые и заинтересованные в своей работе, кстати, так и делают: ищут новые методики и успешно используют их в своей работе. И эти методики дают результат, особенно в талантливых руках. О некоторых из них мы сегодня и поговорим. Может, даже родители или педагоги что-то интересное для себя подметят.
Просто сидеть — тоже работа
Взрослые и серьёзные дяди и тёти редко задумываются о том, что для ребёнка (да и человека вообще, будем честны) двигаться — это естественно, а для того, чтобы много часов сидеть на одном месте, и при этом не вертеться, не смотреть в окно, не разговаривать с соседом, не копаться в телефоне, не выходить "в туалет" и "за тряпкой" — словом, для того, чтобы всего этого не делать, обычный ребёнок (не вундеркинд!) прилагает просто титанические усилия воли. Просто для того, чтобы сидеть! А мы его ещё математикой сверху грузим и прописями. И ругаем за то, что вообще-то в его возрасте совершенно естественная вещь — за движение и общение. Из этого существует два пути решения.
Смайлики
Раньше хотя бы ставили оценки за поведение. А сейчас их или не ставят вовсе, или они имеют очень маленький вес в общей массе. Как же сделать так, чтобы дети сидели смирно? Ну, можно делать им двести тысяч замечаний за урок. Малоэффективно. Но ещё можно придумать детям мотивацию. Сидел тихо 10 минут — получил смайлик. Собрал 10 смайликов — получил приятный бонус (его можно придумать из того, чем вы располагаете. Конечно, гораздо легче пользоваться этой методикой в малых группах, но и в больших классах по 30 человек осуществимо, если правильно всё это организовать.
Движение — свет
Некоторые педагоги строят своё занятие так, чтобы ребёнок мог и посидеть, и подвигаться. Для этого придумываются различные игры в рамках занятия (урока), в которых детям нужно что-то показывать движениями, приносить что-то из пункта А в пункт Б и т.д. Некоторые дети вообще запоминают информацию намного лучше, когда двигаются, это тоже надо учитывать. Таким образом удовлетворяется потребность детей в движении и материал усвоен. Все довольны и счастливы. Почему бы не использовать это?
"Ну сколько можно заданий давать?"
Только ты думаешь, что урок скоро закончится, как тебе дают делать ещё два номера и проводят самостоятельную в конце урока. Захочет ли ребёнок на такой урок, где ему постоянно приходится тревожиться о том, сколько заданий на нём будет? Вряд ли. Поэтому важно, чтобы дети чётко знали (а лучше — видели на доске), сколько им осталось сделать заданий. Ещё лучше, если ребёнок знает, сколько времени до конца урока, и сможет правильно распределять свои силы во время урока. Так он сможет избежать тревожности и больше сил потратить на изучение материала.
Рабочая атмосфера
Вы замечали, что те, кто сидят на задних партах, хуже усваивают материал? Когда я сидела за задней партой (хотя всегда сидела до этого на первой), у меня было полное ощущение, что между мной и усвоением материала встал непреодолимой преградой весь класс. Так почему бы не сделать в этой ситуации равными всех учеников? Стоит расставить парты полукругом, как вы увидите, что не только первые две парты способны активно участвовать в дискуссии и высказывать своё мнение.
Глобальное чтение
Это то, ради чего я задумала эту статью. В школах преподают совершенно противоестественный, людоедский и отнимающий всякое читать способ научиться чтению — послоговое. То есть сначала учим буквы, складываем буквы в слоги, потом — слоги в слова и слова во фразы. Сначала буквы — непонятно для чего, затем — слоги — непонятно для чего, затем ребёнок читает текст, и совершенно не понимает, что там написано, потому что видит слоги. Глобальное чтение же позволяет ребёнку сразу понимать то, что он читает. О методике глобального чтения можно прочитать, например, тут.