Запрет на въезд евреев в российское государство был введен еще Иваном Грозным, одним из последних монархов династии Рюриковичей. Польскому королю царь объяснил свое решение тем, что люди иудейского вероисповедания отводили «наших людей от христианства» и привозили на московскую территорию «отварные зелья». Несмотря на предложение пускать их в Россию хотя бы на время в купеческих целях, Иоанн Васильевич не внял этой просьбе, и запрет по инерции действовал долгие столетия.
Но его преемник из Романовых Петр Алексеевич был весьма просвещенный правитель, если не принимать во внимание его некоторый деспотизм и импульсивность. Неужели он тоже разделял мнение про «отварные зелья» и «отведение от христианства»? Неужели не понимал, что евреи никогда не желали обращать кого-либо в свою древнюю веру?
Ну, насчет зелий, под которыми царь Иван понимал экстракты еврейских врачей, рубитель окон в Европу высказался следующим образом. Когда русский дипломатический посланник в Вене предложил ему принимать на службу медиков иудейской веры, Петр заявил, что ему совершенно неважно, крещен человек или обрезан, главное чтобы он был мастером своего дела и отличался хорошим нравом.
Правда пускать детей Сиона в Россию в массовом порядке он отказался, считая, что те в большинстве своем являются обманщиками. И указал причину такого мнения – попытки евреев подкупить своих вельмож, чтобы те уговорили его дать разрешение на торговлю. Правда, градоначальнику Амстердама, который хотел убедить его в том же, бомбардир Петр Алексеев ответил, что знает обычаи евреев и русских и считает, что время для встречи этих двух народов еще не пришло.
Но зато еврейские специалисты любых сфер деятельности начали приезжать к нам без проблем. Наоборот, их даже приглашали на службу. К примеру, у царя имелся собственный торговый агент Израиль Гирш и еще несколько купцов были у него в почете. Один из них даже стал основателем знаменитого русского дворянского рода с говорящей фамилией Евреиновы.
Но больше всего в окружении царя было людей, которые по той или иной причине приняли крещение. Самым известным из них является Петр Шафиров, который начал свою карьеру простым переводчиком, а закончил главой Посольского приказа. За свои заслуги этому человеку было пожаловано первое в России звание барона. В частности, когда во время Прутского похода наша армия лишилась пороха и была окружена, именно Шафиров поехал к туркам договариваться о мире. Он имел полномочия отдать все завоевания на юге и почти все земли, присоединенные в ходе Северной войны, но сумел ограничиться лишь малыми территориальными уступками.
Разветвленный род Веселовских принял православие еще при Алексее Михайловиче, а при его сыне начал занимать самые разнообразные высокопоставленные должности, в основном, связанные с дипломатической деятельностью. А выходец из португальских евреев Антон Девиер был замечен царем в Голландии и стал его денщиком. В дальнейшем он много сделал для России и сохранял свое положение и при других монархах.
Есть еще один момент, который требуется упомянуть. Из-за активной внешней экспансии в ходе Северной войны русскими подданными стало некоторое количество евреев Прибалтики. Петр заботился об их благополучии, защищал от грабежей, которые были обычным делом в ходе военных действий и даже давал им определенные поручения.
Во время визита в белорусский город Мстиславль, он сделал все, чтобы понравиться местной еврейской общине: посетил синагогу, расспрашивал о народных обычаях, а когда ему сообщили о бесчинствах русских солдат, некоторые виновники тут же были отправлены в петлю.