Изобретение бумаги приписывается китайцам, поскольку уже во II веке до н.э. этот материал у них уже существовал. На протяжении 500 лет бумага распространялась по Азии, производилась в Корее, Японии, Индии. В 751 году произошло сражение в Таласской долине (граница Казахстана и Киргизии) между арабами и китайцами за контроль над Средней Азией. Китайские войска были разбиты, а среди пленных оказались мастера бумажного дела. Так секрет производства попал на Ближний Восток. Первая бумажная мастерская была построена в VIII веке в Самарканде, по некоторым документам - в Мекке в 710 году.
Как бы то ни было, ко времени крестовых походов бумага уже широко изготавливается в странах Леванта. Как сырьё используется местный хлопок. Оттуда бумага попадает в Италию и получает название pergamena graeca et Dascena. Персы и арабы, поселившиеся на Сицилии и в Испании, вместе с хлопководством принесли и знания по производству и выделке бумаги. Отсюда она проникает дальше на север Европы. Другой путь шел через Пизу и Венецию.
Пока производством владели только персы и арабы (чуть позже - и мавры), бумагу делали только из хлопка. Постепенно проникая на север, где хлопководство затруднено из-за климатических условий, она меняет и свой исходный материал - бумагу начинают делать из льняного волокна и пеньки.
До XVIII в. бумага производилась вручную. Качество зависело от чистоты сырья, его промывки, умения разливки и лощения. Первый качественный перелом произошел в конце XVIII в., с появлением первых промышленных станков для производства. Гораздо важнее был второй качественный сдвиг (примерно в середине XIX в.) - введение в бумажную массу химически очищенной целлюлозы, а позже - просто перемолотой древесины.Тряпичная масса стала применяться только для самых высоких и дорогих сортов бумаги.
По своей природе бумага - не что иное, как тончайший войлок из растительного волокна, очень редко из животного (шелковая бумага Дальнего Востока). Этот войлок изготовляется из тщательно размельченного волокна, продолжительным вымачиванием в воде доведенного до сильного набухания и измельчения, образующего с водой жидкую кашицу. Если ровно вылить ее на тонкую, очень мелкую сетку, вода стекает, а спутавшиеся между собой волокна оседают на сетке и образуют рыхлый войлок. С сетки этот войлок опрокидывается на сукно и прессованием между двумя слоями сукна превращается в лист бумаги в простейшем виде. Она еще слишком гигроскопична, и ни краска, ни чернила не дадут на ней ничего, кроме расплывающихся пятен - она требует проклейки. Это достигается промазыванием поверхности или введением в массу клеевых или свертывающих веществ. Из первых лучшими являются желатин и крахмал, из вторых наиболее распространены белые калийно-алюминиевые квасцы с канифолью.
Для отделки бумаги необходимо придать ее поверхности соответствующий вид, прежде всего плотность и гладкость. В первые века бумагоделания этого добивались костяным или каменным лощилом, теперь же бумагу пропускают через катки-голландеры.
Резко возросшая в XIX веке потребность в бумаге вызвала необходимость подобрать замену благородному волокну (льняному, конопляному, хлопковому), и в бумажную массу стали добавлять сначала химически выделенную целлюлозу (из древесины мягких сортов, например, осины, ели), потом простую молотую древесную массу, солому, лубяную часть. О желатине и крахмале для такой бумаги и не думали. Для плотности и тяжести в массу вводится мел, гипс, каолин (белая глина). Все усовершенствования в широком бумажном производстве идут для дешевой бумаги, для максимального выпуска товара за счет его качества, в погоне за увеличением прибыльности производства. Этим объясняется печальный факт, что чем моложе бумага, тем она, в целом, хуже. Бумага XVI-XVII вв сохраняется превосходно, XVIII - хорошо, начала XIX в. - еще неплохо, но гораздо хуже, чем бумага двух предыдущих веков, а после 1840-х годов - с каждым десятилетием все хуже. В 1870-х массово производимая бумага годится лишь на самые краткосрочные нужды - издание газет, рекламных объявлений, почтовых конвертов и т.п.
Современная бумага, благодаря развитию технологий и более качественной обработки сырья имеет множество сортов, от самой дешевой газетной (на которой выпускаются, в основном, массовые издания, так называемые "мягкие обложки") до дорогой глянцевой, или, как ее часто называют, "мелованной", различной толщины и плотности. Но об этом мы еще расскажем в нашем другом цикле, посвященном непосредственно бумаге.
Подписывайтесь на нас, ставьте одобрительные знаки и просто больше читайте. Это всегда полезно.
Если Вас интересуют вопросы ремонта книг, восстановление или реставрация Ваших любимых изданий - обращайтесь, постараемся помочь.
До новых встреч!