Туполев был против. Как конструктор загубил проект советского "SR-71 Blackbird"?
Это клише Холодной войны, что не успела одна сверхдержава стать пионером новой технологии вооружения, как ее соперник быстро искал свою собственную копию, сводя на нет любое долгосрочное преимущество. Хотя это часто случалось, у Советского Союза и Запада были разные теории о том, какие именно платформы в наибольшей степени укрепят их позиции в области безопасности.
Например, в 1950-х и 60-х годах Соединенные Штаты вложили значительные средства в различные самолеты-шпионы , предназначенные для проникновения во враждебное воздушное пространство, такие как высоколетающие RB-57 и U-2, а затем крейсерские A-12 и SR-71 Blackbird.
Однако Советский Союз никогда не был убежден, что такие технически впечатляющие стратегические разведывательные самолеты были отличной идеей. В конечном счете он изо всех сил старался не отставать от достижений в области ракетных технологий класса "земля-воздух", и потенциальные перестрелки могли привести к неловким дипломатическим инцидентам.
И все же гениальный советский инженер Павел Цыбин вплотную подошел к разработке "советского Черного дрозда"—хотя на самом деле он на несколько лет опередил A-12/Blackbird и изначально задумывался как атомный бомбардировщик.
По сравнению с такими известными советскими конструкторскими бюро, как Микоян и Гуревич (МиГ), Сухой и Туполев, ОКБ-256 во главе с Цыбиным оставалось небольшим и приходилось бороться за свой небольшой кусок советского оборонного бюджета. Но авиационный инженер мыслил масштабно, когда в 1954 году предложил разработать реактивный самолет-бомбардировщик с прямоточным двигателем, способный летать со скоростью, в три раза превышающей скорость звука.
Цыбин целился в небо с запланированными параметрами: максимальная дальность полета-16 000 километров, потолок - 30 000 метров, крейсерская скорость-в два с половиной раза больше скорости звука. С такими характеристиками НМ-1(РСР) мог бы наносить межконтинентальные ядерные удары на таких скоростях и высотах, которые сделали бы перехват практически невозможным. У НМ-1(РСР) были бы прямоточные реактивные двигатели на концах очень маленьких и тонких крыльев. Канарды (дополнительные небольшие крылья на носу самолета) обеспечивали дополнительную подъемную силу.
(Прямоточные реактивные двигатели превосходно работают на высоких скоростях, всасывая входящий воздух, но совсем плохо функционируют на низких скоростях.)
Презентация предприимчивого инженера взорвала советское министерство обороны, и его небольшой команде было предложено разработать летающий прототип к 1957 году. Но по мере того, как Цибин продвигался в развитии, он был вынужден сократить запланированную дальность полета РНМ-1(РСР) всего до 7000 километров. Это было недостаточно далеко для круговой межконтинентальной бомбардировки.
Затем Цыбин обратился к концепции, разработанной Советским Союзом в 1930-40-х годах,—перевозить самолеты меньшей дальности на больших материнских кораблях . Эти летающие авианосцы даже прошли кратковременные, но успешные боевые испытания во время Второй мировой войны.
Таким образом, доработанная концепция НМ-1(РСР) должна была перевозиться внутри специально модифицированного Ту-95-Н дальнего бомбардировщика, который должен был выпускать НМ-1(РСР) на высоте в 9000 метров. Два сбросных ракетных двигателя помогли бы ускорить бомбардировщик до тех скоростей, при которых его прямоточные двигатели могли бы работать эффективно и устойчиво.
Однако после первого успешного испытания Советским Союзом межконтинентальной баллистической ракеты Минобороны утратило интерес к глубоко проникающим на территорию противника стратегическим реактивным бомбардировщикам и отменило проект НМ-1(РСР). После этого советские сверхзвуковые бомбардировщики типа Ту-22 были сосредоточены на применении ударного оружия и противокорабельных задач.
Тогда Цыбин, ничуть не смутившись, предложил превратить НМ-1(РСР) в стратегический самолет-разведчик под названием 2РС.
Завершающей итерацией концепции Цыбина стал 3РС, более традиционный в том смысле, что он должен был работать на двух турбореактивных двигателях Соловьева Д-21 с прямоточными характеристиками и предназначался для наземного взлета и посадки с использованием двух двухколесных шасси под хвостом и носом. Чтобы компенсировать потерю мощности, планер был построен из легкого дюралюминия.
К тому времени американское развертывание первых в мире действующих ракет класса "земля-воздух" "Nike Ajax"—было учтено в проекте РСР. Самолет должен был быть покрыт пористым радиопоглощающим материалом, предназначенным для уменьшения его радиолокационного сечения - одно из первых запланированных применений такого покрытия, которое сегодня превратилось в критическую технологию воздушной войны.
Однако боевой радиус РСР теперь сократился до чуть более 3700 км. Чтобы добавить универсальности, Цыбин предложил, что РСР может быть двойственно способен как самолет-разведчик или бомбардировщик, который либо выполняет наземный взлет, либо воздушный запуск с бомбардировщика Ту-95Н. К несчастью для Цыбина, авиаконструктор Андрей Туполев посчитал разработку Ту-95Н пустой тратой времени и сдал его в ОКБ Мясищева. Кроме того, он монополизировал производство двигателей Д-21 для своих самолетов, отказав им в проекте РСР.
К 1957 году ОКБ-256 построило НМ-1, оснащенный вместо Д-21 двумя турбореактивными двигателями Микулина АМ-5. После многократных задержек дозвуковая испытательная модель совершила первый из 32 испытательных полетов 7 апреля 1959 года. Они выявили неустойчивую взлетную управляемость и летные характеристики планера-это означало, что реактивный самолет необходимо было перепроектировать.
Цыбин заменил никогда не поставлявшиеся двигатели Д-21 на турбореактивные двигатели Туманского Р-11Ф, применявшиеся на МиГ-21 и Су-15, и сократил вес за счет укорочения хвостовых оперений, утончения поверхностей крыла и замены заклепок сваркой. Получившийся самолет с трапециевидными крыльями, усеченными турбореактивными двигателями, выглядел как странная помесь SR-71 и F-104—или удивительный научно-фантастический космический корабль.
Было заказано пять доработанных РСР Р-020—но затем в октябре 1959 года недолговечное бюро ОКБ-256 было поглощено Мясищевым - известным своим ширококрылым стратегическим бомбардировщиком М-4. Это было сделано по указанию Хрущева, который предпочитал вкладывать деньги в МБР, а не в бомбардировщики.
Предположительно, три или пять корпусов РСР-020 были закончены на заводе № 99 в Улан-Удэ, что в Сибири, ожидая только установки своих двигателей. Однако проект был свернут в октябре 1960 года, и планеры в конечном итоге были списаны, несмотря на возражения разочарованных инженеров. В дальнейшем Цыбину предстояло сыграть важную роль в создании советских космических аппаратов, включая "Союз-1" и "Союз-2", а также космического корабля "Буран".
Потусторонне выглядящая РСР была убита как бюрократическими врагами, так и технологическими проблемами своего развития—но интересно предположить, какую реакцию она могла бы вызвать у Соединенных Штатов, если бы когда-либо была развернута.