В минувший четверг увидела свет мировая компьютерная игра Cyberpunk 2077. Для миллионов любителей компьютерных игр по всему миру это однозначное событие года. Однако для польской компании CD Projekt, у которой игра на совести, долгожданный релиз можно было бы охарактеризовать как полную катастрофу.
В течение долгих восьми лет проект CD подпитывал ожидания всего мира интенсивной маркетинговой кампанией. Более того, реклама Cyberpunk 2077 в настоящее время украшает борта знаменитых лондонских автобусов. Но после четверга во рту акционеров и миллиона разгневанных фанатов остался лишь горький привкус.
Хотя некоторые игроки не могут похвастаться увлекательным сюжетом и захватывающей атмосферой ночного города, в котором происходит действие игры, для каждого такого игрока есть еще один, которому разработчики никак не могут придумать название. И особенно из-за огромного количества ошибок, с которыми вышла игра, а также из-за того, как она выглядит на старых игровых консолях.
После пятилетнего перерыва Cyberpunk 2077 - это первая игра от популярной студии CD Projekt, базирующейся в Варшаве. Компания прославилась в первую очередь серией игр про Ведьмака, основанных на книге фэнтези польского автора Андрея Сапковского.
Переход к научной фантастике поначалу вызвал смущение, но когда создатели CD-проекта объявили, что внешностью одного из главных героев будет одарен популярный голливудский актер Киану Ривз, Многие ожидали от игры рекордного успеха. А когда, к тому же, стало ясно, что дата выхода будет совпадать с продолжающейся мировой пандемией и связанной с ней изоляцией, эксперты стали прогнозировать продажи на сумму более одного миллиарда долларов.
В период с января по начало декабря этого года шумиха вокруг Cyberpunk 2077 привела к тому, что цена акций CD-проекта выросла более чем на 50 процентов. Это сделало двух соучредителей Михаила Кичиньского и Марцина Ивинского миллиардерами. Один из немногих миллиардеров видеоигр по всему миру.
Однако с момента своего запуска Cyberpunk 2077 до сих пор был большим разочарованием, особенно для игроков со старым оборудованием. То есть для тех, кто не имеет дорогого компьютера, специально оборудованного для игры в компьютерные игры, или не владеет PlayStation нового поколения или Xbox, которые в настоящее время недоступны на рынке. По некоторым оценкам, в мире насчитывается до 160 миллионов таких фанатов.
Твиттер сразу после релиза заполонил хэштег # cyberbug2077, под которым геймеры все выходные делились своими проблемами с игрой. Заклинившая картина, сигареты или палочки для еды, летящие по воздуху, или мертвые тела, лежащие на тротуаре, куда они падали с крыш окружающих зданий без видимой причины.
По мере того как тон онлайн-дискуссии вокруг Cyberpunk 2077 менялся с положительного на отрицательный, акции CD project начали падать. Еще четвертого декабря цена одной акции составляла 443 польских злотых, 11. В декабре, всего через день после выхода Cyberpunk 2077, цена одной акции упала на 29 процентов.
Вместе для обоих основателей это означает падение стоимости активов примерно на 700 миллионов долларов всего за неделю. Ни Кичинский, ни Ивинский не прокомментировали падение цены акций.
По мнению многих аналитиков, запуск игры в таком нескорректированном состоянии представляет собой серьезную ошибку в суждениях польской игровой студии. Тот факт, что игра хорошо работает на более дорогом ПК, является положительным, но для акционеров и широкой публики этого недостаточно.
"Играть в Cyberpunk 2077 на PlayStation 4 или xbox-это все равно, что смотреть Netflix по коммутируемому соединению",-говорит Кен Рамф, аналитик по акциям Jefferies, добавляя, что проект CD по сути бросил всех своих поклонников со старым оборудованием.
Большая часть публики теперь ожидает, что CD Projekt попытается выпустить обновление в ближайшие месяцы, которое позволит играть в игру и на старых консолях. Однако Матти Литтунен, аналитик капитала AllianceBernstein, сомневается.
"Аппаратное обеспечение на базовых моделях PlayStation 4 или Xbox просто недостаточно хорошо, чтобы затянуть такую требовательную игру",-говорит Литтунен, добавляя, что, хотя игра очень успешна на высококлассном оборудовании, инвесторы ожидали безупречности во всех отношениях. А она так и не появилась.
Но худшее еще может случиться. Sony уже делает крупные возвраты игрокам, которые купили игру на PlayStation 4 и не удовлетворены ее состоянием.
И еще не ясно, сколько заказов придется отменить самим производителям из CD Projekt. Те до выхода игры получили восемь миллионов предварительных заказов. И только последующие месяцы покажут, насколько большую ошибку они совершили и сколько денег им в итоге придется вернуть разочарованным клиентам.