Найти тему

Раскаты мировых звуков

ФОТО: www.wikipedia.org
ФОТО: www.wikipedia.org

Талантливый человек талантлив во всем? Возможно, это расхожее мнение подтверждает Василий Кандинский, который родился 16 декабря 1866 года. Нам Кандинский знаком, прежде всего, своими абстрактными картинами. Кандинский известен всему миру как один из основоположников и теоретиков абстракционизма. А между тем, его удивительная личность и талант раскрылись во многих сферах, в том числе, как ни странно, и поэзии.

Василий Кандинский родился в купеческой семье, получил домашнее художественное и музыкальное образование. Свое первое высшее образование он получил в 1893 г. в Московском университете, став юристом. Еще во время учебы Кандинский участвовал в этнографической экспедиции в Вологодскую губернию. Годом ранее стал членом этнографического отделения Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, занимался в университетском этнографическом кружке, организованном его другом, будущим известным учёным-этнографом Н.Н.Харузиным. Помимо этнографии, интересы будущего художника распространялись и на живопись. И это увлечение его было так сильно, что в конце концов он отказался от блестящего будущего ученого и в 1896 году уехал в Мюнхен, чтобы заняться живописью.

Кандинский так описывал свое творческое вдохновение: "Игра! Да, действительно! Все, что делает художник, есть только игра. Он мучается, старается найти выражение для своих чувств и мыслей, он говорит посредством цвета, формы, рисунка, звука, слова, и т. д... Для него вопрос «зачем» является малосущественным. Он только знает, «почему». Так создаются произведения искусства <...>. Так я делаю все: это уже готово внутри меня и находит свое выражение. Когда я играю таким образом, каждый нерв вибрирует во мне, все мое тело наполняется музыкой, и Бог находится в моем сердце".

Такой внутренний творческий экстаз, в момент которого художник ощущает «мировую музыку», характерен для символистского миропонимания. Бальмонт в записной книжке (1904) описал рождение в себе поэзии в близких выражениях: "Я слышу пенье струн. Молот близ горнов. Раскаты мировой музыки. Я отдаюсь мировому. Мне страшно. Мне сладко. Мир взошел в меня. Прощай, мое Вчера. Скорей к неизвестному Завтра!"

Неудивительно, что в столь созвучном с поэзии творческом порыве Кандинский обращается и к стихотворчеству. В его стихах музыка слова и словесные образы не имеют никакого сюжетного обоснования, это беспредметная поэзия: "Месяц молодой на Западе. Перед пастью рога его звезда... Дом узкий высокий черный. Три окна освещенно-желтых. Три окна".

В 1912 году Кандинский объединил стихи и живопись в одной книге. Альбом "Звуки" (Klänge) был опубликован в Мюнхене в 1912 году. Эта работа, которую сам Кандинский называл "музыкальным альбомом" состоит из 56 экспрессионистических гравюр на дереве и 38 стихов в прозе. Гравюры были созданы в период с 1907 по 1912 год, а стихи написаны в 1909-1911 годах. Художник говорил, что выбор формата для книги возник из "внутренней необходимости", которая, очевидно, потом вдохновляла и направляла его поиски синтеза искусств.

Тексты в книге напоминают стихи дадаистов, однако Кандинский использует интересный прием, заимствованный из речи детей, только начинающих говорить: постоянное повторение слова приводит к освобождению его от значения, оставляя лишь чистый звук, заставляющий "вибрировать душу": "Синее поднялось, поднялось и упало. Острое, тонкое свистнуло и вонзилось, но не проткнуло. Ухнуло по всем концам. Густокоричневое повисло будто навеки. Будто навеки повисло. Будто, будто, будто... Будто. Шире разведи руками. Пошире, пошире. А красным платком закрой свое лицо. А, может быть, оно вовсе еще не сдвинулось, а сдвинулся только ты. Белый скачок за белым скачком. А за этим белым скачком еще один белый скачок. Вот нехорошо, что ты не видишь мути: в мути-то оно и есть. Отсюда все и начинается.......... Треснуло.........."

"Звуки" - это одна из трех публикаций Кандинского, увидевших свет до Первой Мировой войны. К сожалению, издатель Райнхард Пайпер, опасаясь слабых продаж, не особенно охотно публиковал издание и в течение двух лет вышло менее 120 экземпляров. Планируемое русское издание так и не состоялось. Тем не менее, авангардисты, дадаисты и футуристы в Европе и России читали книгу и она оказала определенное влияние на развитие искусства в довоенный период.

Ханс Арп, считающийся одним из основателей дадаизма писал в рецензии на "Звуки": "Кандинский продемонстрировал редчайшие духовные эксперименты в этих стихах. Из "чистого существования" он вывел красоту, никогда ранее не слышанную в этом мире. С словами и предложениями такого не случалось раньше... ".

Я найду тебя на глубокой высоте.
Там, где гладкое колет.
Там, где острое не режет.
Ты держишь кольцо в левой руке.
Я держу кольцо в правой руке.
Никто не видит цепи.
Но эти кольца — крайние звенья цепи.

#ruspoetrytravelФ