Середина 1950-х годов – рубеж в жизни нашей страны и Ленинграда в частности. Минули десять лет мирной жизни. Но следы войны еще зримы и в облике города, и в душах, поведении его жителей. Однако новое уже ощутимо. И в жизни, и в людях, и в... костюмах.
В середине 1950-х годов облик Невского несколько изменился. Любимым местом прогулок ленинградцев стал широченный тротуар Невского проспекта, тянувшийся от площади Восстания до Литейного проспекта.
Одними из первых в ту пору его облюбовали городские модники и модницы. По вечерам они выходили сюда, чтобы удивить, позабавить и пощекотать нервы горожанам. Почти ежедневно можно было наблюдать фланирующие группы непривычно разодетых граждан, которые, прохаживаясь, демонстрировали свои носки, чулки, пальто, шляпки, вуалетки и прочие аксессуары.
Особенно запомнился молодой человек, который появлялся на этом амвоне ленинградской моды в... зеленых носках.
Для того времени подобный цвет мужских носков казался необычным. Все привыкли к портянкам, черным и коричневым дешевеньким носкам. А тут на тебе – зеленые носки. Непривычно и как-то дико.
Мы с женой Ларой, даже не знаю почему, дали ему персональное имя: Дон Хиль – зеленые носки. Он не шел по тротуару, а вышагивал, демонстрируя «невидаль», на которую одни глазели с удивлением, другие с завистью и восхищением, третьи – с недоумением. Ничего обращающего на себя внимание в его одежде, кроме зеленых носков и зеленой же велюровой шляпы, кажется, не было. Но с них прохожие не спускали глаз.
С Дон Хилем – зеленые носки конкурировала группа молодых женщин. На их ножках красовались красные, синие узорчатые чулки. Шубки с горжетками были кокетливо приталены, плечики подложены, головы спрятаны в причудливые шляпки с вуалетками разных расцветок, прозванные позже «менингитками» (такие шляпки прикрывали только макушку и были бесполезны в ветреную или холодную погоду). Дамы непринужденно громко разговаривали и смеялись, как бы подчеркивая свою независимость, самостоятельность и неповторимость.
Если учесть, что многие годы на полках магазинов и на ножках ленинградок чулки были только двух стандартных расцветок – черные и коричневые за восемь и тридцать четыре рубля (последние для большинства казались голубой мечтой), то можно себе представить, как екали сердечки молодых девушек, заглядывавшихся на подобное великолепие.
Ленинградские модницы и модники середины 1950-х годов старались изо всех сил, чтобы удивить и ошеломить. Это была новая генерация горожан – поколение оттепели. И сам новоявленный «Бродвей», и его обитатели были признаками, элементами этого времени...
«По материалам рубрики «Наследие» автора Александра Ваксера.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.