Найти тему
Денис Кандюрин

Реформы Людовика IX и их значение

В середине XIII столетия Людовик IX (Святой) проводит важные реформы, цель которых - ослабление полновластия вассалов короля: судебную, военную, денежную и административную.

Судебная реформа предусматривала создание верховной судебной палаты, которую назвали «парламентом». Служащими парламента стали главным образом легисты, люди незнатного происхождения. Они занимались подготовкой законов и судебных решений. Введенные новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной. В судебных делах вошла в обыкновение письменная процедура. Ордалии в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция к суду парламента. Было отменено старинное правило, согласно которому недовольная приговором сторона могла вызвать на поединок самого судью.

Военная реформа установила «40 дней короля». В течение 40 дней после ссоры сеньоры могли требовать королевского суда. Обнажать оружие до истечения срока им запрещалось. Данная мера была дисциплинирующей: гордые и заносчивые феодалы по незначительному поводу могли развязать междоусобную войну, и королевская казна опять недосчиталась бы налогов, так как война в Средние века была делом дорогостоящим. Поэтому в 1258 году он запретил вести любые частные войны, сюда же были причислены дуэли и турниры. Правда запрет пришлось приостановить в 1272 году. Позже его вводили снова, однако в действие он вошел не ранее XIV века.  Было введено правило, что вассальные обязанности и верность не действуют в случае выступления своего сеньора против короля. В городах началось формирование своей милиции (ополчения), находившейся под началом королевских военных.

Также следует упомянуть административную реформу. В ходе административной реформы 1247 года был создан институт королевских следователей. Им вменялось в обязанность контролировать на местах деятельность бальи, собирать других королевских уполномоченных в особые ассамблеи, расследовать обвинения и даже приводить приговоры в исполнение. В важных случаях они могли лично обращаться к королю. Чтобы пресечь сращивание бальи и сенешалов с местным населением, вводились запреты на приобретение имуществ на местах и даже запреты семейного характера. При вступлении в должность сенешалы и бальи обязаны были приносить публичную присягу. Был установлен контроль над деятельностью всех служащих.

О денежной реформе следует сказать следующее, что на территории домена вводилась единая королевская монета и запрещалось хождение денег других сеньоров. В герцогствах и графствах хождение королевской монеты также было обязательным, но не исключительным. То есть сохранялись и местные денежные единицы, однако с условием, что их содержание драгоценных металлов, будут соответствовать королевским. Тем самым стали формироваться финансовые прерогативы короны. Вскоре во Франции утвердилась единая денежная система, что облегчило торговые сделки и содействовало развитию торговли в стране

Во Франции большая часть городов находилась на земле феодальных сеньоров, поэтому управление городами и суд находились в ведении сеньора или его агентов. В казну сеньора поступали налоги и сборы, большей частью произвольные, которые должны были платить города. Людовик IX не нарушал коммунальных вольностей городов, а даже распространял их на новые города. Однако при этом он значительно усилил фискальный гнёт, требуя новых платежей.

Натуральные повинности крестьян переводятся в денежные. Не расставаясь с прямым насилием, с внешнеэкономическим принуждением, феодал одновременно задумывается над средствами экономического стимулирования крестьянина. Так возникают цензивы.

Цензива - новая форма крестьянского феодального землевладения. Обрабатывающие цензиву крестьяне могли по своей воле переходить с места на место, в том числе уходить в город.

Цензива свободно могла передаваться по наследству, ее можно было продать, но с тем условием, что новый хозяин будет нести те же повинности. За цензиву уплачивался твердый ежегодный денежный взнос - ценз.

Во времена феодальной раздробленности монархи неохотно прибегали к созыву широких представительных собраний дворянства и духовенства.

Сами сословия стремились к обсуждению политики. Во Франции возникло такое представительное учреждение, как Генеральные штаты. Получив именное приглашение короля, графы, герцоги и высшие служители церкви являлись в собрание лично или присылали своих уполномоченных. Остальные дворяне были представлены выборными депутатами.

Третье сословие было представлено городским патрициатом. В одних случаях это были выборные лица, в других - назначенные королевскими чиновниками. Каждое из трех сословий по утвержденному королем регламенту заседало и голосовало отдельно от других. Оно имело один голос (из трех). Сходство интересов дворянства и духовенства обеспечивало им преобладание. Крестьяне не были представлены, так как они не входили в состав феодальной лестницы.

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII века Филиппом II Августом, способствовали территориальному объединению страны, укреплению центральной власти и умножению доходов королевской казны. Таким образом, происшедшие в XIII веке изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.