Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Реставрация: до и после

Это продолжение истории Троицкого монастыря, созданного Сергием Радонежским. Полный список заметок на эту тему внизу статьи.

По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас Успенского собора, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.

Иконостас Успенского собора. Фото из открытых источников
Иконостас Успенского собора. Фото из открытых источников

Рама иконостаса выполнена в технике флемской резьбы. Колонки алтарной преграды Успенского собора богато декорированы хитро переплетенными ветками виноградных лоз, архивольт и фризы – диковинными цветами. Распятие с предстоящими Богородицей и апостолом Иоанном Богословом обрамлены резным узором из подсолнухов, роз и гроздьев винограда. Панели под местным рядом иконостаса также декорированы растительным орнаментом и картушами. Все эти резные элементы обладают глубоким смыслом и могут трактоваться как изображение «райского сада».

О резчиках иконостаса точных сведений не найдено, но по характеру резьбы можно предположить, что это мастера Оружейной палаты. Иконостас увенчан Распятием с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом. За иконостасом находится трехъярусная галерея, подобная галерее Успенского собора Кремля.

Тайная вечеря, 1685 г.
Тайная вечеря, 1685 г.

В конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Среди них — одна из последних работ иконописца, подписная икона «Тайная вечеря» (1685 г.; в настоящее время находится в музее «Ризница» Троице-Сергиевой Лавры). Исследователи считают, что изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на Царских вратах также являются работой Симона Ушакова.

Царские врата Успенского собора
Царские врата Успенского собора

Замечу в скобках, что Симон Ушаков является примером одной из наиболее благополучных биографий художников: уже в 22 года он был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе, где должен был "знаменить", т.е. расписывать знамена и делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий.

Икона до реставрации
Икона до реставрации

В 1988 году в канун 1000-летия Крещения Руси группа реставраторов раскрыла от поздних слоев записи главную храмовую святыню Успенского собора — икону «Успение Пресвятой Богородицы». Икона поступила на реставрацию со значительными потертостями и утратами красочного слоя. В результате проведенных раскрытий с применением новых технологий, «сделанных с послойным удалением записей (2-х слоев), была открыта оригинальная живопись XVI века», которая относится ко времени освящения собора в 1585 г.

Икона после реставрации
Икона после реставрации

Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.