Современное религиоведение выделяет несколько теорий о возникновении религии: божественная, промежуточная и эволюционная.
Божественная теория предполагает, что человек создан Богом и общался с ним, но после грехопадения прямая связь прервалась и стала осуществляться через откровения, пророков и ангелов.
Промежуточное учение основывается на научных знаниях, но признаёт главный религиозный постулат о создании человека Богом. Основная идея состоит в том, что в результате грехопадения человек забыл Бога и жизненный путь – это поиск возвращения к нему.
Эволюционная концепция объясняет появление религии с точки зрения развития мозга. При отсутствии возможности объяснить природные явления, человек воспринимал их как действия некоего разумного существа, более могущественного, чем он сам.
Антрополог из Франции П. Буайе, основываясь на многолетних исследованиях, пришёл к выводу, что вера в сверхъестественное и появление верований связано с физиологией мышления человека. У животных и первобытных людей на раннем этапе «формирования» такое явление отсутствует.
Все направления, от архаических верований и обрядов до мировых религий и современных духовных учений, объединены общими принципами:
- Организованность;
- Использование внешней атрибутики (символы, знаки, предметы);
- Система ценностей, основанная на вере в Высший порядок;
- Духовная формация, предполагающая доминирование инобытия над существующей реальностью.
Религия обусловлена верой в невидимый мир, а способом обращения к его представителям служит молитва. Она может быть индивидуальной и коллективной, а по содержанию славящей, благодарственной и просительной.
Порядок, частота и способ выражения в каждой религии регламентирован, но смысл её сводится не просто к словесной формуле, произнося которую получаешь все блага, а к особому состоянию ума, открытости Сознания.
Медитация как форма духовной практики несколько отличается от молитвы по внешним и смысловым признакам, но цель у них одна – направленное движение мыслительной энергии, которая в дальнейшем оказывает влияние на реальность человека.
Если мы сопоставим описание того демонического феномена, который называется «прелестью» в творениях Святых Отцов, молитвенную практику монашеских орденов в католичестве, приёмы йогов и упражнения многих современных психотерапевтов по аутотренингу, то увидим здесь поразительное сходство…
архимандрит Рафаил (Карелин)
То, что в религии обусловлено верой в сверхъестественное, в концепции современного мировосприятия связано с пониманием законов Вселенной.
Посредством метафорических образов религиозные учения позволяют обычному человеку сложить у себя в голове целостную картину мира, понять принципы преобразования энергии, принять реальность и снизить тревогу о смысле своего существования.
Любое верование предполагает регулярное обращение к внешним силам, так как духовное учение упорядочено и основано именно на практике осознанного направления внимания.
Верующий человек, независимо от того, насколько его вера глубока и осознанна, намного чаще бывает в состоянии включенного Сознания, нежели человек, который вообще не занимается никакими духовными практиками.
Большинство религий, дошедших до наших дней, формировались за сотни и тысячи лет до нашей эры. Даже учитывая, что церкви и религиозные организации постоянно развиваются, они всё меньше и меньше соответствуют современным условиям в социальном, психологическом и философском аспекте.
Сегодня появляется множество новых течений, основанных на научных знаниях о физиологии и психике человека, использующих различные техники работы с сознанием.
В любом случае, человек выбирает форму работы над собой, наиболее точно отвечающую его потребностям, основываясь на собственных ощущениях. Главное условие - это не нарушает прав окружающих и не приносит никому вреда.
Изображения из открытых источников.
Благодарю за подписку.