Найти тему

Раннее развитие ребенка

Говоря про раннее развитие, обычно имеют в виду возраст от нуля до трех лет.

С какого-то момента понятие «раннее развитие» стало чрезвычайно популярным в контексте необходимости организации каких-либо специальных занятий для ребёнка в этот период и их чрезвычайной значимости.

Ранее развитие может быть разным, и оно, безусловно, есть, как этап и элемент развития каждого ребёнка.  В этой статье мы рассмотрим, какое ранее развитие можно считать адекватным, а какое скорее не имеет смысла или даже несет вред.

Для начала давайте очень просто на пальцах обозначим основные особенности мозга ребёнка раннего возраста:

  • То, что большинство людей представляют при слове мозг - эти две половинки грецкого ореха - лишь самая молодая и высокоразвитая его часть - кора. Корковые отделы мозга развиваются в последнюю очередь (в онтогенезе) и появляются в своём развернутом виде лишь у высших млекопитающих. Это самые молодые исторически и самые «умные» отделы мозга. При этом под ними есть более древние и «простые» отделы, которые развиваются у ребёнка в первую очередь.
  • Таким образом, мозг развивается снизу вверх и сзади кпереди.
  • Мозг ребёнка имеет множество нейронных связей, гораздо большее, чем у взрослого.
  • Мозг ребёнка в первые три года жизни развивается так интенсивно, как не будет больше никогда в жизни.

Именно последние две особенности эксплуатируются пропагандой опережающего раннего развития, выступающей за то, что именно в этот момент ребёнка нужно интенсивно обучать; и если этого не сделать, то будет упущен невероятный потенциал и ребенок лишится преимущества в жизни.

Чаще всего предлагается изучать с ребёнком языки, математические понятия, развивать логику, абстрактное мышление, осваивать энциклопедические знания. В целом, посыл такой: развить опережающие навыки, дать преимущество в развитии, выявить одаренность. В самом деле, даёт ли такое развитие преимущество?

Вот, что говорят нам исследования (описанные К. Хирш-Пасек и Р. Михник Голингофф): из двух групп детей, одна из которых получала опыт раннего развития, а другая нет, первая не имела никаких преимуществ перед второй ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. При этом обнаруживаются некоторые негативные эффекты от интенсивного обучения и развития в раннем возрасте.

Важно понимать, что не только мозг ребёнка развивается в определенной логической последовательности, но и мыслительные процессы. Для раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, для которого необходимо взаимодействие с объектами в реальной жизни и получение собственного наглядного и действенного опыта. Другими словами: ребенок может понять и осмыслить только то, с чем столкнулся и взаимодействовал лично: трогал, разглядывал, ломал, разбирал, бросал и тому подобное. Усвоить абстрактную информацию на понятийном уровне в этом возрасте он не может.

Здесь можно вспомнить знаменитые исследования и открытия Ж. Пиаже, который так же говорил об определенной логике развития мыслительной деятельности и о качественном отличии последней у детей от таковой у взрослых.

Абстрактная информация в раннем возрасте может быть усвоена лишь на уровне памяти. Давайте вспомним про множественные нейронные связи у детей: их наличие естественно и объясняется тем, что мозг, находясь в состоянии развития и получения опыта, только формирует наиболее оптимальные нейронные связи, отсекая со временем те, которые не используются или оказываются менее эффективными. Это нормальный и естественный процесс, повышающий эффективность работы мозга. Излишняя эксплуатация тех или иных мыслительных процессов в раннем возрасте может привести к проблеме нейрологического «уплотнения», когда соревнование информации за синаптические связи в мозге приводит к раннему сокращению в размере и числе отделов мозга (в основном не специализированных), которые в будущем могут понадобиться для творческой работы подростка и взрослого.

И если уж говорить о закреплении нейронных связей и сохранении их высокого количества в продуктивном ключе - это должно быть множество разнообразных связей, отвечающих за различные процессы, а не сконцентрированные на одном. При таком условии может говорить о развитии пластичности и функциональности мозга на дальнюю перспективу. Именно для такого разнообразия стоит использовать период раннего возраста.

Таким образом, стремление к опережающему развитию через обучение в раннем возрасте не несёт пользы и не даёт ребёнку преимуществ в дальней перспективе.

Здравый подход к раннему развитию, основанный на понимании логики развития мозга, способен принести больше пользы. Что он подразумевает?

  • В первую очередь - взаимодействие ребёнка с родителями, установление прочных отношений привязанности; любовь и принятие; тёплое заинтересованное общение, включённость в ребёнка со стороны родителей.
  • Двигательная активность: именно развитие физического потенциала (ловкости, согласованности движений, сложных координаций) и возможность беспрепятственного получения двигательного опыта способствуют в дальнейшем успеху в учебной сфере. Через разнообразие двигательного опыта у ребёнка происходит формирование сенсорной интеграции, умения организовать себя в пространстве, ориентироваться в нем и своём собственном теле.
  • Участие в повседневной бытовой и социальной жизни: приготовление еды, помощь по дому, поход в магазин, в кафе, на прогулку и тому подобное.
  • Сенсорно богатая среда, которая так же будет отвечать потребности получения наглядного опыта. Сюда же можно включить развитие мелкой моторики.
  • Наглядный опыт и богатство впечатлений: именно они стимулируют мозг к активной деятельности. Новизна заставляет мозг работать (при этом не стоит впадать в крайности и перегружать среду ребенка впечатлениями и стимулами: мозгу и нервной системе так же важен отдых и периоды спокойствия).
  • Благоприятная психологическая обстановка: разумные требования, реалистичные ожидания и воспитательная грамотность родителей. Здесь же справедливо говорить о том, что завышенные ожидания и необходимость осваивать то, что не соответствует возрастным возможностям ребёнка являются стрессовыми факторами, провоцирующими повышение тревожности, невротические и поведенческие расстройства.
  • Развитие эмоционального интеллекта.

Нет ничего плохого в том, что ребёнка в раннем возрасте знакомят с образами букв, цифр, книгами; предлагают сложить пирамидку или сортер. Важно помнить, что это именно и только контекст игры - не специально организованное учебное занятие. Основу развития в раннем возрасте будет составлять общение с родителями, внутри которого будет содержаться игра (а со временем постепенно выделяться из него) и лишь внутри игры маленькой точкой стоит обучение. Любой обучающий момент стоит прекратить по факту потери или отсутствия интереса к нему у ребёнка; малыш не может и не должен проявлять усидчивость и организованность камерного занятия в этом возрасте. И необходимости в каких-либо специально организованных обучающих и развивающих занятиях для здоровых нормотипичных детей раннего возраста нет.

В специальных занятиях нуждаются дети с различными особенностями развития. Здоровому ребёнку достаточно разнообразного жизненного опыта.

Пожалуй, для родителей можно отметить следующие важные мысли:

  • Опережающее развитие - это не есть хорошо; хорошо то, что в зоне ближайшего развития (зона ближайшего развития по Выготскому).
  • Не нужно форсировать развитие ребёнка и заставлять его осваивать то, что не соответствует его возрасту.
  • Будучи результатом миллионов лет эволюции, мозг ожидает получения впечатлений от видения разных вещей, слушания речи и движения конечностей, так что он просто весело идёт своей дорогой, нормально развиваясь в процессе столкновения с этими переживаниями в окружающей среде.