Перед новым годом всегда активизируются сотрудники дорожной инспекции и разного рода жулики, включая телефонных разводил. Поэтому не лишним будет напомнить самые популярные схемы развода. Особо в зоне риска люди внушаемые или воспитанные ещё в советской системе, где прививалось уважение и доверие к должностным лицам.
Итак, к нашим разводилам.
Мама, у меня проблемы
Приходит сообщение с неизвестного номера, в котором якобы от лица кого-то из ваших детей сообщается, что он/она попал в ДТП или совершил преступление и срочно нужны деньги, чтобы замять дело. Далее раскачивают на перевод денег.
Занимаются этим чаще всего реально сидящие урки. Рассылают на удачу и обрабатывают тех, кто клюнул.
Я сам получал сообщение "мама, у меня проблемы...", хотя матерью быть не могу по биологическим причинам.
Противодействие
- Достаточно позвонить тому, от кого исходит сообщение (на личный номер естественно). Даже если вдруг недоступен, звонить тем, с кем мог быть. Выяснить ситуацию
- Никаких быстрых действий, к которым вас подталкивают
Вы выиграли уникальную возможность
К этой группе звонков можно отнести все случаи, когда звонят и предлагают медицинскую или косметическую процедуру бесплатно. Открылся новый центр. Вас рекомендовал знакомый, который уже воспользовался услугой (назовут реального человека, схем получения информации множество).
Звонок здесь только первый этап. Цель привести вас в реальный центр. Выглядеть он может вполне респектабельно. И сотрудники вначале будут вежливы и обходительны.
Потом специально обученные граждане прибегая к широкому спектру довольно простых, но действенных манипуляций заставят согласиться на платные процедуры. Если денег не будет, то в кредит (паспорт попросят взять типа для оформления изначально предложенной бесплатной процедуры).
Сам неоднократно получал звонки с предложением бесплатной диагностики. И будьте уверены, если согласитесь, обязательно диагностируют что-то требующее немедленного вмешательства. Иначе, как пишут во всяких противопоказаниях, внезапная слепота, паралич, кома и смерть.
Противодействие
- Помнить, где бесплатный сыр
- Перепроверить информацию (открытые источники в интернете, отзывы)
- Доверять только учреждениям с многолетней историей
Я сотрудник банка и мне нужны твои данные
В этой группе все звонки по переводам, блокировкам карты, попыткам снятия наличных и прочее от якобы службы безопасности и других "сотрудников банка".
Здесь могут звонить одни, переключать на других с музыкой на ожидании. Разыгрывается целый спектакль. Могут быть и массовые обзвоны. Когда нанятый жуликами и специально обученный персонаж совершает за день десятки или даже сотни звонков.
Мне несколько раз поступали звонки от "Сбербанка", но манера речи сотрудника была явно такая, которую я уже слышал от уроженцев Украины. Со спецификой речи в колл-центр сотрудников не берут.
Цель звонка — завладеть данными карты и в итоге деньгами. Сначала вас напугают, раскачают эмоции. Поставят дедлайн. Заморочат, проведут внушение. При удачном для жуликов раскладе вы назовёте данные своей карты.
Противодействие
- Помнить, что персональные данные сейчас утекают очень часто, и у жуликов могут быть данные по вашим документам, автомобилю, прописке и фактическому месту жительства
- В банке есть все ваши данные и повторно уточнять, проверять и перепроверять без вашей инициативы банку не нужно. Если вы сомневаетесь, спросите ФИО, должность и место нахождения звонящего, завершайте разговор и звоните на известный официальный телефон (всегда есть на карте, там проясняйте все свои сомнения)
- Банк всегда несёт ответственность за сохранность ваших средств (включая случаи возможных сбоев, на которые могут ссылаться жулики). Но передавая свои данные злоумышленникам, вы делаете возврат средств практически невозможным
Общие моменты
- Периодически напоминать старшим родственникам о возможных схемах мошенничества
- Не перезванивать на незнакомые номера
- За всё бесплатное всегда кто-то платит
- Если вам звонят, то в разговоре заинтересован звонящий, не вы
- Не стоит принимать быстрых решений, к которым вас подталкивают
- Если вы легко внушаемы, мгновенно завершайте разговор и в случае с банками звоните на официальные номера (чтобы убедиться, что всё в порядке)
Неважно, что вам говорят, вам говорят не всю правду. Неважно, о чем говорят, речь всегда идет о деньгах.
Первый закон Тодда
Лайк, подписка, репост приветствуются. Всем удачи!