В разное время разные птицы были символами хитрости и мудрости, добрых и злых сил, верности и предательства. Разбираем произведения с выставки «Птичий концерт» в музее-заповеднике «Царицыно», в которых современные художники размышляют о месте птиц в искусстве, опираясь на существующие произведения на тему птичьего концерта.
Верность и защита
Картина «Дремлющий лебедь» Евгении Буравлевой — отсылает к произведениям нидерландских художников. Лебедь на холсте Буравлевой — символ дворцовых парков, образ верности и защиты. Птица, плывущая в темных водах пруда, словно путешествует по памяти человека.
Экзотика и меланхолия в фарфоре
Своеобразным путеводителем по птицам различных эпох является личная коллекция фарфора Сергея Хачатурова, в которой представлены фигурки птиц, созданные в период с XVIII до ХХ века. Тему подделок и экзотических копий подхватывает китайский попугай, который явно подражает мейсенскому фарфору, а меланхолию Серебряного века — датский серебряный фазан.
Готические мотивы
Диптих Антона Морокова «Птичий дом» связан с готической эстетикой. Опасность, мудрость, угроза и попытка философски осмыслить мир в трагикомическом аспекте — это узел смыслов, объясняющих, что такое птичий концерт в мировой культуре от времен Античности до сегодняшнего дня.
Сила аллюзий
Одна из работ галереи, картина с совой, является прямой отсылкой к «Птичьему концерту» Франса Снейдерса. Егор Кошелев создал аллюзию на композицию фламандского художника: птицы держат в клювах фотографии главных объектов модернизма, среди которых модульные структуры Сола Левитта, рисунки Эль Лисицкого, скульптуры Бранкузи. Однако все снимки разом падают, как только мудрая сова показывает изображение иконы XX века — «Черный квадрат» Казимира Малевича.
А вы часто сталкиваетесь с образом птиц в культуре? Делитесь любимыми произведениями в комментариях!
Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!