На стриминге Apple вышла заключительная часть "Кельтской трилогии" Томма Мура - "Легенда о волках". Первый мульфильм серии вышел ещё в 2009 году. Второй - спустя 5 лет. Предлагаю вспомнить, чему нас учили "Тайна Келлс" и "Песнь моря", прежде чем разобраться, какой вышла новая работа Cartoon Saloon.
Осторожно, спойлеры
Тайна Келлс: гиперопека и спасительное творчество
Мальчик Брендан пролистывает легендарный памятник средневековой литературы и видит чудесные картины, волшебные искры, лесных зверей. Обезличенная, почти демоническая сила в образе викинга - не видит ничего, кроме богатого обрамления.
Но история аббатства Келлс вовсе не о жадности варваров. У них нет имён, лиц, даже мотивов, кроме размытого желания захватывать земли ради золота. Варвары здесь - воплощение внешней угрозы вообще, прямо как и древний Кромм Круах - создание Тьмы. При этом, не жестокие захватчики и даже не легендарное злое божество является антагонистами одарённого Брендона.
Аббат Келлах, дядя героя, строит стену которая должна защитить его и его людей. Келлах строг к своему племяннику. Он растит его с мыслью, что за стенами аббатства опасно и ему запрещено их покидать. Эти воспитательные нормы опровергает известный иллюстратор мастер Айдан, прибывший с захваченного острова Иона и принёсший с собой книгу, которая до сих пор известна, как Келлская книга. Под руководством Айдана Брендан открывает и развивает в себе талант иллюстратора, впервые покидает аббатство и сталкивается с тьмой, которую побеждает в прямом и переносном смысле - творчески.
Лучше всего идею мультфильма выразил персонаж мастера Айдана: "Книга - это светильник, горящий в тёмные времена варварства" или, если перефразировать, искусство может спасти человечество от невежества, но для этого его нельзя держать взаперти за высокими стенами.
Песнь Моря: великое в малом и принятие трагедии
Потрясающая "Песнь моря" не только усовершенствовала визуальный стиль, но и глубже показала идею вреда гиперопеки. В семье простого человека и шелки (ирландское мифическое существо) рождается сын Бен. Спустя несколько лет в семье ожидается очередное пополнение - у Бена появляется сестра Сирша, но мать бесследно исчезает. Бен винит в смерти матери сестру и потому всю её жизнь относится к ней грубо.
Если Бен пошёл в отца, то Сирша в мать - её тянет в море. Их бабушка, долго требовавшая переезда детей в город добивается своего после ночного побега Сирши.
Дети попадают в мифологическое приключение. Они сталкиваются с духами, которых обращает в камень колдунья Маха. Но мотивы Махи окажутся совсем не злыми. Её сын - великан Мак Лир - едва не затопил мир слезами и она лишила его чувств, превратив в камень, после чего она принялась за себя. Сирша возвращает Махе эмоции и та сознаёт вред игнорирования трагедии.
По канонам мифологической сказки, герои возвращаются домой с новым опытом. Бен извиняется перед Сиршей, их бабушка перестаёт излишне беспокоиться об их сохранности, а вся семья учиться жить заново, примирившись с трагедией.
Мифологические эпические сюжеты нашли отражение в истории одной семьи, что визуально подчёркивается системой двойников. И пусть эта деталь может запутать зрителя при первом просмотре, фильм не теряет своего очарования.
Работы Томма Мура и его интернациональной команды поднимают серьёзные темы, имеют узнаваемый визуальный стиль и наполнены кельтским колоритом. Это однозначно те мультфильмы, которые можно показать детям и посмотреть самим. Получилось ли у студии Saloon держать планку в их новом проекте - поговорим уже в следующий раз!
Если вам понравился текст и вы хотите больше - поставьте лайк и подпишитесь на канал и Instagram, а также пишите свои замечания и пожелания в комментарии.