Найти в Дзене
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Псковские звоны в Троицком монастыре

Это продолжение истории Троицкого монастыря, созданного Сергием Радонежским. Полный список заметок на эту тему внизу статьи.

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря. Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву великим князем Иваном III.

Церковь Сошествия Духа Святого в Троицком монастыре. Фото автора
Церковь Сошествия Духа Святого в Троицком монастыре. Фото автора

Образцом для строительства Духовской церкви послужил Троицкий собор, основные формы и пропорции которого (высота до завершения креста 30 м) повторены в новом храме. Однако новое строение имеет принципиальное отличие. Уникальное сочетание храма и звонницы, где круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви, получило наименование «церковь иже под колоколы». Она считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.

Троицкий собор слева (с золотым куполом) и Духовская церковь справа ( с синим куполом)
Троицкий собор слева (с золотым куполом) и Духовская церковь справа ( с синим куполом)

В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. На дубовых брусьях в пролетах звонницы висят колокола, при этом открытый внутрь купола барабан с узкими окнами выполняет функцию своеобразного резонатора звука. Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре. Изначально такой тип звона имел распространение в Европе, а в России был известен только в западнорусских землях (Новгород, Псков). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.

Церковь Воскресения Христова (со Стадища) г.Псков. Звоница является частью здания, но не находится непосредственно под барабаном. Фото автора
Церковь Воскресения Христова (со Стадища) г.Псков. Звоница является частью здания, но не находится непосредственно под барабаном. Фото автора

Духовская церковь строилась в те годы, когда в Москве при великокняжеском дворе работали не только лучшие мастера из разных русских городов, но и европейские зодчие. Не случайно в конструкции и декоративном убранстве храма использованы новые приемы и детали. Декоративные полуколонки с гирляндами, которыми украшены апсиды храма, аналогичны гирляндам на стенах греческой церкви Пресвятой Богородицы Пантанассы (1428) в Мистре. Узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов были самым ранним примером использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве.

Внутреннее пространство Духовской церкви, лишенное верхних окон из-за наличия звонницы, освещается немногочисленными узкими боковыми окнами. Росписи на стенах были сделаны впервые в 1665 г. повелением Патриарха Никона и неоднократно поновлялись. Иконы для установленного в 1866 г. трехъярусного иконостаса из розового дерева были выполнены мастерами лаврской иконописной мастерской.

До революции к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета, в котором, в 1867 году, был погребен митрополит Московский и настоятель Лавры святитель Филарет (Дроздов). Часовня и придел объединяла паперть, примыкавшая к западному фасаду Духовской церкви. Сейчас поздние постройки разобраны, мощи перенесены внутрь церкви.

Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.