Часто для родителей детей-инвалидов коррекционная школа, это школа второго сорта, там не учат как положено и вообще куда ребенку после нее идти. При этом уровень психоэмоционального развития ребенка и его навыки овладения новым материалом в расчет не берутся.
Так вот к чему я это. Ходил к нам Вася с УО, его родители сразу сказали, что их цель инклюзия. Факт значительного отставания в психоэмоциональном развитии у ребенка даже на фоне коррекции их не волновал. Да, в физическом плане Вася развивался соответственно норме. Разговоры на тему того, что ребенку лучше пойти в коррекционный сад и школу, так как там меньше детей и специалисты с образованием вели все специалисты центра, но как говорят не достучались...
Моя однокурсница работает в школе VIII вида для умственно отсталых детей, так вот пришел в ее класс этот самый Вася, после года инклюзии. Результат инклюзии был плачевный, если точнее опять в первый класс. В школе он мог находится три урока, причем именно находится, заниматься мог один урок, а дальше просто сидел и рисовал. После третьего урока он начинал плакать и просился домой. Учитель вовлекала его в занятия, но результата не было, словно у ребенка установка какая то. Обычно если у ребенка сложности родители это оговаривают сразу, педагоги спокойно относятся к тому, что первый месяц, полтора, ребенок может посещать не все уроки, дополнительные пояснения материала, тоже нормальная вещ. Устройства школы позволяет более индивидуальный подход и поблажки в расписании. Мама Василия ни о каких особенностях поведения не говорила, она вообще изначально пришла с очень предвзятым отношением, с ее слов спец программа для ее сына точно проблемой не будет.
К слову, его ровесники со схожим диагнозом в первом классе постепенно начинают занимались по 4-5 уроков согласно расписанию. Но у Василия реально был "затык" не помогали вовлечение и няня которая в случаи экстренной ситуации могла вывести ребенка в коридор. Многим детям помогал вариант неспеша пройтись по коридору или просто посидеть там на кресле, пара минут и ребенок снова готов учится . С Василием такие манипуляции не работали.
Подруга вызвали маму Василия, причем сразу к директору, чтобы избежать "испорченного телефона", если та решит жаловаться. Оказалось действительно у Василия на фоне инклюзии сформировалась установка именно в отношении школьного режима. В общеобразовательной школе он посещал только три урока. Причем только один урок мог отсидеть спокойно, а дальше отвлекался сам и отвлекал других. Спокойно сидел только если учитель садился рядом, но это плохой вариант, так как другие дети оставались без контроля. Педагог звонила маме просила забрать Василия, маму такой вариант не устраивал категорически она жаловалась директору. Учитель нашла выход, стала давать Василию листы и карандаши, позднее вообще раскраску, он успокаивался и не мешал вести уроки. Матери, что ребенок рисует большую часть учебного процесса не говорилось, Василию говорилось, что сейчас урок рисования. Все задания, что проходили мима него естественно шли в домашнюю работу, маму это естественно не устраивало, шли жалобы и требования более индивидуального подхода. Учитель и зауч на подобные требования отвечали, что у ребенка и так индивидуальная программа обучения и режим, еще более индивидуально уже совсем не инклюзия. Итогом инклюзии Василия стал грандиозный скандал и рекомендации перейти на домашнее обучение.
Директор высказала, свое мнение, на основе заключения психолога и класного руководителя, у Василия сформировалась неправильная установка в отношении образовательного процесса и ее надо ломать и формировать новую. Школа это учеба и режим, даже если коррекционная программа и в расписании поблажки, этот момент надо прорабатывать особенно с детьми с особенностями в развитии. Усидчивость и мотивация у них значительно отличается от нормы. Василию рекомендовали уйти на время учится надомно, это предусматривает его индивидуальное посещение школы на три урока в неделю. Учитель который ведет таких детей будет заниматься с ним в школе индивидуально, формировать установку школа-учеба, когда установка будет сформирована он вернется в класс. Занятию с логопедом и дефектологом также будут проходить в школе согласно его расписанию. Все внеклассные мероприятия Василий будет посещать наравне с другими детьми, это обязательная часть процесса социализации. Мама Василия устроили истерику, обвиняла класного руководителя в некомпетентности и нежелании работать, требовала перевести ее сына в другой класс. Директор пояснила, что в других классах более сложная программа и ее Василий не усвоит, так как не усваивает программу того класса в котором учится сейчас. Также директор повторила, что надомное обучение для Василия это временный вариант как способ максимально быстро перебороть последствия инклюзии. Мама согласилась, но ушла страшно недовольная, правила смягчилась на втором месяца нового графика обучения, когда пошел первые положительный результат.
К чему я это, даже коррекционная школа предусматривает в себе определенную программу, режим и сформированность ряда навыков у ребенка-инвалида. Абсолютно реален вариант, что после инклюзии как была у Василия ребенок не будет способен усваивать даже коррекционную программу со всеми ее поблажками. И зачем тогда такая инклюзия? Смысл сидеть в общеобразовательной школе, видно только потому, что она общеобразовательная... Родителям детей-инвалидов надо и такой вариант, когда инклюзия без учебы, прежде чем стремлениях в эту самую инклюзии.