В августе 2020 года поехал на единственное крупное выставочное мероприятие - форум "Армия - 2020". Основной целью было посещение авиационной части форума и фотографирование статической экспозиции и динамической части. Авиационная часть форума проходила на военном аэродроме Кубинка, в Московской области
Одним из сюрпризов дня посещения выставки, первым сюрпризом было отсутствие прогнозировавшегося ливня, был прилёт уникального самолёта Ту-154М.
Чем эта, визуально обычный пассажирский Туполь, уникален? Первая уникальность - то что этот самолёт летает в небе, благодаря "оптимизирующим" решениям, в России уже не летают гражданские самолёты Ту-154. Вторая уникальность - этот самолёт летал в США! Что же он там делал?
Самолёт Ту-154М с бортовым номером RF-85655 - модернизирован для работы по договору об Открытом небе и получил отдельную модификацию Ту-154 ЛК-1.
Догово́р по откры́тому не́бу, ДОН (англ. The Treaty on Open Skies) — многосторонний международный договор, разрешающий свободные полеты невооруженных разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве стран-подписантов. Подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями.
В соответствии с Договором, государства, подписавшие его, взяли на себя обязательство предоставления возможности совершать наблюдательные полёты (инспекции) над своей территорией на основании запроса в рамках установленных квот. Полёты проводятся на уведомительной основе. Договор предусматривает «пассивные» (для наблюдаемой стороны) и «активные» (для наблюдающей стороны) годовые квоты.
Самолёты наблюдения не оснащены вооружением. Установленная на них аппаратура (аэрофотоаппараты) проходит освидетельствование представителями государств, участвующих в Договоре. На борту всегда присутствуют представители той страны, над территорией которой проходит полёт. Полёты осуществляются с определённых аэродромов. В России такие аэродромы расположены в Кубинке (Московская область), Улан-Удэ, Магадане и Воркуте.
Ту-154М ЛК-1 (RA–85655) для работы по договору "Открытое небо" в конце 90-х оснастили аппаратурой для зондирования Земли, в том числе анализатором изображения MСK-4, ТЭА-10, аэрофотоаппаратом АФА-42/20, видеокомплексом, ультрафиолетовой камерой «Фиалка». До этого самолет с февраля 1988 г. эксплуатировался в смешанной эскадрилье 70-го отдельного испытательного тренировочного авиационного полка особого назначения имени В.С. Серегина на аэродроме в подмосковном Чкаловском.
После оснащения самолёт успешно выполнял миссии по контролю над вооружениями в США, Канаде, странах Европы.
В 2016 году у самолёта прошла очередная модернизация, произошёл переход на цифровые технологии.