У нас в школе второй иностранный язык (немецкий) уже практикуется второй год. И если его введение в пятом классе хоть как-то можно обосновать, то логики во введении второго языка в девятом классе я не вижу вообще. Но он нужен, чтобы выдать аттестаты.
Да и в пятом классе только вред. У нас учатся далеко не вундеркинды, а самые простые дети, большинству их которых очень тяжело дается учеба. И еще вот этот переход из начальной школы в пятый класс, когда ребенок испытывает дополнительную нагрузку и стресс в период адаптации.
И начинается великая путаница.
Произношение
В английском буквы дают такой звук, а в немецком совершенно другой. Только более-менее за три года разобрались с английским, как на тебе еще и немецкий. И всё - получается англо-немецкий, который не уперся ни учителю немецкого, ни учителю основного английского.
Написание букв
Оно не очень существенное, но есть. И здесь же сложно перестроиться на заглавные в немецких существительных. Даже отличники забывают включить в голове немецкую раскладку.
Правила чтения
Вот тут вообще полная смесь с английским. Каждый урок запоминаем и повторяем ситуации, когда одна и та же буква или сочетание букв дает звуки. Через урок уже спутали с английским, и всё начинается сначала.
Цифры
После того, как изучили правило образования двухзначных цифр, учительница английского схватилась за голову от уанэндтуэнти.
А на немецком начинают мне чеканить уан, ту, фри ...
- Пардоньте. Это ты на каком сейчас?
- Ой, на английском! Сейчас на немецком.
Стоит думает. Нужно дать ему пять секунд, чтобы переключить раскладку. Это даже мне взрослому сложно враз перейти с немецкого на английский. А уж школьнику тем более.
И это только пятый класс. А еще артикли, порядок образования вопросов, вопросительные W слова и прочее. И ради чего их нужно было нагружать?
Мы в свое время спокойненько начинали изучать иностранный с пятого класса. И ничего, никто не испытал ущербности, что в итоге не выучил один иностранный, а не два.
"Ландон из ве кэпитал ..." - все помнят. БОриса Стогова все знают. "Литл маус" - все могут рассказать.
Нет, оно, конечно, если в работе нужен иностранный язык, то грех и не выучить, благо будет практика, а если вроде как без иностранцев обходимся, то можно и по старинке пользоваться переводчиками. Ну, а уж в наш век технологий можно обойтись и без переводчиков-людей.
***
Конечно, некоторые дети вполне могут учить одновременно 2-3 иностранных языка. Но тут главное слово НЕКОТОРЫЕ. Для остальных (которых, между прочим, большинство) это потеря времени. Может быть, конечно, память немножечко будет тренироваться, но оно явно этого не стоит.
Интересовался у выпускников, которые выпустились из девятого класса - "Сильно вам пригодился один год изучения немецкого в ваших пту-колледжах?".
- Вообще ни разу не пригодился, - говорят.
Зачем вдруг выдумали его в девятом классе? Отдали бы лучше это время на изучение профильных предметов, которые пригодятся в послешкольном обучении.
***
Вообще, я бы предложил такую идею по введению второго иностранного языка - нужно индивидуально рассматривать каждый класс. Есть такие классы, которые относятся к очень слабым (год был неурожайный). Второй иностранный для них будет бесполезной обузой. А есть классы, где все дети как на подбор - каждый хочет и может учиться. Вот им можно было бы и ввести второй язык, так они смогут его потянуть.