В предыдущих частях мы разобрались, что обида — это несоответствие моих ожиданий и реального поведения другого человека. Обида выполняет важную функцию в выживании и возникает в следствие определенного хода мысли. Обязательно почитайте предыдущие часть I и часть II, чтобы лучше понимать способы борьбы с этим неприятным чувством.
Также напомню, что рассуждения про обиду основаны на подкасте «Психология: мифы и реальность» и методичке Ю.М.Орлова.
Итак, как же не обижаться?
Чтобы обиды не возникало, нужно изменить ход мысли, который к ней приводит. Напомню этот ход мысли:
💭 Построение ожиданий
👁 Наблюдение действительности
🤖 Интерпретация наблюдаемого
⚖️ Сравнение ожидаемого и действительного
🔎 Поиск причин несоответствия ожидаемого и действительного
😣 Возникновение обиды
Пробежимся по всем этапам, и посмотрим, как на каждом из них можно изменить ход мысли.
💭
Способы разрушения обиды на этапе построение ожиданий, направленных к другому человеку
1. Вообще не строить ожидания. Если я в конкретной ситуации ничего не ожидаю от человека, то и разрушения ожиданий не будет. Так как ожидания направлены в будущее, то концентрация внимание на текущем моменте может помочь не строить ожиданий. Тут помогают любые способы сосредоточения на здесь и сейчас, в том числе и медитация.
2. Ожидать чего угодно. Когда я ожидаю от людей всего, то мои ожидания оправдаются в любом случае. Примите, что люди не обязаны удовлетворять наши хотелки. Есть тысячи причин, почему они этого не будут делать. Мы им не важны, в данный момент им не хочется, они устали, забыли, заболели, появились срочные дела, у них плохое настроение, депрессия и т.д. Просто думайте об этом почаще
3. Строить реалистичные ожидания. Когда я точно знаю, как человек себя будет вести, мои ожидания будут оправдываться. Это самый правильный, но в тоже время самый сложный способ. Нужно воспринимать людей такими, какие они есть, не домысливать и не приукрашивать. Как это сделать?
3.1. Принять, что наши представления о людях и их возможном поведении сильно искажены. Выше мы говорили, что более менее научились предсказывать действия близких и друзей, просто потому что часто с ними взаимодействуем. Представления же о «далёких» людях мы составляем на основе фильмов, худ. литературы, статей, роликов на youtubе, наших и чужих домыслов и т.д. В результате появляются ожидания, что политики должны заботиться о людях и др.
3.2. Пересмотреть свои ожидания, направленные к людям и группам людей. Под группой я понимаю людей объединенных по какому-то общему признаку: женщины, мужчины, друзья, знакомые, коллеги, прохожие, политики и т.д. Сформулируйте, как они должны себя вести в разных ситуациях. Например. Если я прошу друга о помощи, то он должен ее оказать. Подумайте, откуда вы это взяли? В действительности так происходит всегда? Поищите случаи, когда такого не происходило.
3.3. Много и часто общаться с разными людьми.
Идеально, если будете отмечать для себя ожидания к людям и их действительное поведение в конкретных ситуациях. Так постепенно представления о людях будут становиться реалистичнее.
3.3. Изучать исследования о том, как люди себя ведут. Отличным началом будет «Психология влияния» Р. Чалдини и учебник по социальной психологии Д. Майерса. Тут главное находить те книги и статьи, которые подкреплены исследованиями. Идеально если они основаны на метаанализе.
4. Снизить значимость ожиданий. Чем чаще я буду думать о том, как хорошо будет, когда другой человек удовлетворит мою потребность, тем более ярким и детальным будет образ. Значимость будет выше, рассинхрон с реальностью больше и обида острее. Тут совет только один — не прокручивать у себя в голове ожидания и тем самым не увеличивать их значимость. Не представляйте, как местное самоуправление обратит внимание на вашу проблему и сразу же побежит вам помогать. Как вежливо и с улыбкой вас обслуживать в пригородном магазине и т.д.
👁
Разрушение обиды на этапе наблюдение действительности
Так как сбор информации мозгом происходит автоматически через органы чувств, то единственный способ ее не получать — это закрыться дома, никуда не выходить и ни с кем не общаться. Но это плохой вариант.
🤖
Разрушение обиды на этапе интерпретации наблюдаемого
На то, как мы интерпретируем события влияют наши убеждения, самочувствие, настроение, психическое состояние и т.д.
🔎
Разрушение обиды на этапе поиска причин несоответствия ожидаемого и действительного
Научиться искать причины поведения другого человека. Не всегда другой человек хочет нас обидеть. Есть множество причин, почему он не делает, что мы от него ожидаем: плохое настроение, болезнь, забыл, не знает, что для нас это важно и т.д. Если для себя расширить палитру этих причин, то обида будет возникать значительно реже.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующую часть. В ней мы научимся разбираться со старыми обидами, которые мешают нам жить и порождают страх!
А забудьте написать комментарий, поставить лайк!