Найти тему
Motion

Уличное искусство. Порча города или всё же "искусство"?

Мы часто видим в городах граффити или рисунки на стенах, но обычно не задумываемся об их истории и влиянии на город. В этой статье я хочу, во-первых, рассказать о влияние стрит-арта на город, а, во-вторых, истории появления стрит-арта.

Как появился феномен рисования на улице?

В далёких 1930-ых годах во Флориде началась тенденция рисовать на стенах домов, электричках, да и просто в общественных местах. Позже граффити перебрались в Нью-Йорк, где произошёл основной толчок развития граффити. Их смысл был: дать понять, что ты был здесь, также иногда писался номер улиц, на которой живёт автор, так называемого тэга. Примерно в 1950-ых годах обычные тэги всем надоели и тогда группа райдеров начала превращать текст в нечто более похожее на рисунок. Они использовали разные шрифты, придумывали свои, использовали декорирующие элементы(стрелки, короны, звезды итд), делали разные цветные контуры, а позже стали добавлять небольшие изображения, например самого райдера.

-2

С 80-ых годах стрит-арт начал обретать свою нынешнюю форму, теперь есть ни только теги, а появились и трафареты, постеры и стикеры. Примерно в нулевых начали появляться муралы – большие, продуманные картины на фасадах зданий. И в этих же годах начли активно делать граффити инсталляции, это когда сам рисунок переходит в элементы города. Сейчас графите инсталляции имеют чуть другой смысл, больше напоминающий выставку.

-3

На сегодняшний день стрит арт является неотъемлемой частью любого большого города. И есть много уличных художников, которые в некоторых своих проектах сотрудничают с городом.

-4

Стрит-арт и закон

В 40-ых - 50-ых тэги заполнили Нью-Йорк и это стало портить город, потому что каждый знак, вагон метро и здание были "украшены" тэгами. Тогда власти Нью-Йорка начали бороться с граффити: патрули на улицах начали следить за местами, где часто рисуют; в метро было увеличено количество патрулей и если кого-то ловили, то выдавался либо очень большой штраф, либо арест.

-5

Кстати, этот период времени до сих пор имеет отголоски в стрит-арте и вообще в уличной культуре.

Стрит-арт для города

По-моему мнению, стрит-арт - очень крутое решение для разнообразия обычного городского ландшафта и серых городских пейзажей. Но за этим всё равно надо следить. То есть, если город поощряет даже плохие граффити или, по крайне мере, не настроен негативно к плохому стрит-арту, то в городе будут появляться бездарные "художники", которые лишь будут портить город. Но даже их порча, а особенно, если просто за этим следить, никак не сравниться с пользой по настоящему хороших уличных художников. Также очень хорошо, когда город сам организует места, где деятели стрит-арта могли бы полностью законно рисовать, это метод можно использовать для тактического урбанизма.

-6
-7

Хочется отдельно сказать про стикер бомбинг – это одно из течений стрит-арта, при котором какое-то место заклеивается стикерами. Многие люди относятся к этому негативно, но лично я за, так как стикеры очень редко появляются в красивых местах(исторические здания, хорошие парки, хорошие подъезды), а обычно эти наклейки появляются в не очень симпатичных и не очень интересных местах и хоть как-то их делают их красочными и "прикольными".

Что же в итоге делать?

Я думаю, что надо поддерживать уличное искусство: не закрашивать хорошие граффити, поддерживать художников и не убирать стикеры (конечно же если он не портят историческое здание и тому подобное). Хочется также отметить, что сейчас многие города идут на встречу стрит-арту и иногда даже платят художникам за их работы. Как по мне, это очень классно.

А что Вы думаете по поводу стрит-арта? Пишите своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать статьи об урбанистике и транспорте. Телеграм - https://t.me/motionurban