Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала.
Сегодня поведаю вам о легендарном человеке, начальнике Московского сыска, а впоследствии и империи, легенде уголовного сыска Российской империи, а именно Аркадии Францевиче Кошко.
Аркадий Францевич Кошко родился в 1867 г.
Первоначально его привлекла карьера военного в 1888 г окончил Казанское пехотное училище.
Поняв, что его настоящее призвание криминалистика, Кошко А.Ф. подал рапорт в начале 1894 года в рижскую полицию и был принят в нее рядовым полиции, позже в 1900 г. его назначают начальником рижского сыскного отделения. Опасно стало после революционных событий 1905-1907 гг., когда многие уголовники под революционной шумихой хотели свести счеты с «лелькунгс Кошкас».
Впоследствии он продолжил службу в полиции Царского Села, а затем переведен на должность заместителя начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции.
За время работы в Санкт-Петербурге он, усовершенствовал свои знания в области криминалистики, юриспруденции, приобрел известность опытного сыщика и организатора строительства сыскного дела.
Но известная слава и европейская, в том числе пришла в период его службы в Москве, которая началась в 1908 г., а уже в 1913 г. Московская сыскная полиция получила 1 место на Международном конгрессе криминалистов в Швейцарии за первое место по раскрываемости преступлений.
1908 г. становится переломным для А.Ф Кошко, т.к. принимается Закон «Об организации сыскной части».
Весной этого же года в Москве серьезно заболел начальник сыскной полиции Владимир Гаврилович Филиппов и от директора ДП МВД России Трусевича М.И. последовало предложение ее возглавить. Департамент полиции выделил 3000 рублей на прогоны и через 2 недели А.Ф. Кошко был в Москве. 8 апреля 1908 года состоялось назначение высочайшим приказом.
И началась работа….Приблизительно через год мне удалось вполне наладить дело, - вспоминал Кошко.
Реорганизация коснулась следующего при каждом из полицейских участков состоял надзиратель сыскной полиции, имевший под своим началом трех-четырех постоянных агентов и целую сеть агентов осведомителей, вербовавшихся из числа жителей данного полицейского района. Несколько надзирателей объединялись в группу во главе с чиновником особых поручений сыскной полиции, он не только руководил участковыми надзирателями их агентами и осведомителями, он еще имел особый штат секретных агентов и с их помощью контролировал деятельность надзирателей. Чиновники и надзиратели состояли на государственной службе, а агенты и осведомители служили по вольному найму и вербовались из числа дворников, извозчиков. Некоторая часть получала определенное жалование, но большинство вознаграждалось устройством - с помощью полиции - на какую-нибудь казенную или частную службу. Выдавались бесплатные театральные и железнодорожные билеты.
Важным средством борьбы с отребьем, гастролерами были облавы, проводимые по заранее продуманным планам. Так называемые предпраздничные облавы давали замечательные результаты: на четвертый год пребывания Кошко А.Ф. в Москве на Пасху не было зарегистрировано ни одной крупной кражи.
При московской сыскной полиции функционировал «стол приводов», в который входил: фотографический кабинет с архивом, дактилоскопическая картотека. Здесь проводили опознание преступников, фотографирование и дактилоскопирование и антропометрические измерения.
Важно отметить, что А.Ф. Кошко разработал и впервые применил в Москве способ «относительно быстрого нахождения в многочисленных , прежде отснятых отпечатках пальцев снимка, тождественного с только что снятым», данный способ был воспринят Скотлонд-Ярдом.
В это же время использовали собак-ищеек, истории о знаменитом Трефе не сходили с полос еженедельного журнала Вестник полиции.
При московской сыскной полиции существовал летучий отряд из 40 человек, в который входили специалисты по разным отраслям сыска и такое деление было признано целесообразным, т.к. кражи отличались друг от друга по способам выполнения, а во-вторых, места сбыта краденного были различны.
За А.Ф. Кошко директором ДП Белецким даже был установлен негласный надзор, а его частная корреспонденция подвергалась перлюстрации, при этом служив не за страх, а за совесть, а на стороне романов не заводил, то и грозная перлюстрация не имела никаких последствий.
Однако начавшаяся Первая мировая война принесла горе в семью А.Ф. Кошко. Старший сын Дмитрий погиб в 1914 году на фронте, средний Иван получил ранение, попал в немецкий плен и через МИД его обменяли на пленного немецкого офицера.
Накануне февральской революции в местах заключения содержалось 155000 чел., а 27.02.1917 все тюрьмы разгромлены, а преступники выпущены на свободу. Революционная масса жгла полицейские участки, архивы, тюрьмы, нападали на бывших полицейских. В местах лишения свободы осталось примерно 1/3 от тех кому полагалось там находиться.
2.03.1917 амнистируются политические заключенные, 14.03 те кто совершил военные преступления, а 17.03 проведена общеуголовная амнистия. Это привело к следующему. Если за март-август 1916 г. совершено 3618 преступлений, то за тот же период 1917 – 20268. Число убийств увеличилось в 10 раз, грабежей в 14 раз.
Потом были скитания по Украине, Крым и служба в должности заведующего уголовной полицией при правительства Петра Николаевича Врангеля в Крыму.
Впоследствии был Константинополь, где он возглавил частное детективное бюро, потом Париж, где в 1923 году было предоставлено политическое убежище. В 1925 году умирает его супруга Зинаида Александровна, урожденная Михеева, а 24.12.1928 года скончался и сам А.Ф. Кошко.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, впереди еще больше интересного.....