Найти в Дзене
Ислам

какие движения в намазе неразрешены

Движения в намазе делятся на несколько видов:
Что касается обязательных движений, то это охватывает каждое действие, от которого зависит действительность намаза. Например, если молящийся вспомнит во время намаза, что его одежда загрязнена (наджасой), он должен снять её, потому что от этого зависит действительность намаза. Именно поэтому, когда Джибриль сообщил Пророку (мир ему и благословение),

Движения в намазе делятся на несколько видов:

  1. Обязательные (ваджиб),
  2. Желательные (мустахаб),
  3. Дозволенные (мубах),
  4. Нежелательные (макрух),
  5. Запретные, приводящие к недействительности намаза (харам).

Что касается обязательных движений, то это охватывает каждое действие, от которого зависит действительность намаза. Например, если молящийся вспомнит во время намаза, что его одежда загрязнена (наджасой), он должен снять её, потому что от этого зависит действительность намаза. Именно поэтому, когда Джибриль сообщил Пророку (мир ему и благословение), что его обувь загрязнена, он (мир ему и благословение) тут же разулся.

Также, если молящийся будет в пустыне и ошибочно обратиться не в сторону киблы, на что ему будет указано, он должен развернуться в верном направлении, т.к. это является одним из условий действительности намаза. Или, если перед участвующим в коллективном намазе освободится место в переднем ряду, он должен занять его, потому что от этого зависит действительность намаза.

Примеров достаточно много, но главное правило гласит, что любое движение в намазе, от которого зависит действительность намаза, является обязательным (ваджиб).

Желательными же являются действия, совершение которых предпочтительно, как выравнивание рядов, т.к. это невозможно без движения. Также, если человек присоединится к двум людям, совершающим намаз, отойти назад и встать за имамом является в данном случае сунной, что говорит о неизбежности движения в намазе.

Многие спрашивают, должен ли третий человек встать в один ряд с ними до того, как один из них отступит, и имам окажется впереди. Или же имаму надлежит выступить вперёд до того, как образуется ряд. Ответ же заключается в том, что, независимо от того, выступит ли имам вперёд или они отодвинутся назад, ряд выстраивается после [присоединения]. Потому что выстраивание до выхода имама или отступление других приводит к движениям, в которых нет необходимости. Итак, желательные движения в намазе — это движения, совершенствующие намаз.

К разрешённым движениям в намазе относятся движения, не имеющие отношения к намазу и совершённые не по необходимости. Например, если кто-то спрашивает разрешения войти, а дверь закрыта, разрешается немного продвинуться, чтобы отворить её. Или же, если кто-то спросит стоящего в намазе, разрешается ответить кивком для положительного ответа или рукой для отрицательного, или же сделать другие подобные движения.

Лёгкое почёсывание в намазе, если это не приводит к потере смирения, является из категории разрешённых действий. Если же чешется сильно во время намаза, то желательно (сунна) унять зуд, потому что это оказывает влияние на полноту намаза. Ведь если он почешется в этот момент, то беспокойство в намазе пройдет, и его сердце вновь станет смиренным.

К нежелательным же относятся движения, нужды в которых нет, но они немногочисленны. Можно заметить, как некоторые в намазе трогают свою ручку, часы, нос, шемах (платок на голове), верхнюю одежду и т.п. — все это относится к нежелательным (макрух) действиям. Однако, в случае их многочисленности и продолжительности они переходят в пятый вид (харам), к которым относятся многочисленные движения, совершённые без надобности, что приводит к недействительности намаза по причине их полного несоответствия ему.

К подобному также относится смех. Смех в намазе делает его недействительным, потому что полностью противоречит смиренности. По этой причине учёные говорят, что смех в намазе делает его недействительным, что не относится к улыбке, т.к. улыбка не сопровождается звуком”.